1. Как, на ваш взгляд, можно классифицировать различные экономические теории? Что можно предлагать в качестве критерия для такой классификации?
2. Какую характеристику, по вашему предположению, можно дать экономической методологии античности? Средневековья? Нового времени? Какие методологические программы несли в себе меркантилизм и физиократическая школа?
3. Какая связь, по вашему мнению, существует между экономической наукой и экономической идеологией? Каким образом происходит трансформация науки в идеологию в сфере экономических знаний?
ЗАДАЧИ, ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ
/. В 1962 г. в СССР была издана работа американского экономиста Пауля Кроссера "Экономические фикции ", посвященная критике экономистов так называемой субъективистской школы (К. Менгера, Е. Бём-Баверка, Дж.Б. Кларка и т.п.){. Работа П. Кроссера не только была слаба теоретически, но и содержала серьезные методологические ошибки, в частности, в области сопоставления экономических и философских теорий. Попробуйте указать на них, проанализировав ключевой тезисный фрагмент данной работы2.
|
|
Можно считать, что концепции Тюнена3 отражают супернатурализм Шеллинга4. В то время, когда Тюнен только начинал свою литературную деятельность, Шеллинг предложил в области философии устранить гносеологическое деление на объективно
1 Кроссер П. Экономические фикции. М., 1962.
2 Там же. С. 44-46.
3 Тюнен И.Г. (1783—1850) — немецкий экономист маржиналистского направ
ления; основная работа — «Изолированное государство» (1850).
4 Шеллинг Ф.В. (1775—1854) — немецкий философ, представитель объектив
ного идеализма, романтик, в последние годы жизни — религиозный философ.
постигаемые обобщения и субъективные восприятия. Согласно выдвинутой им метафизической концепции, наука становится неотличимой от откровения. В связи с этим интуиция, совершенно непригодная как средство научного анализа, стала руководящим принципом исследований. Выражая явное презрение к материальному, Тюнен полностью соглашается с подчинением неметафизического реального метафизическому идеальному. Таким образом, он снимает различие между нефиктивным и фиктивным.
Следует признать, что Менгер1 в гносеологии продолжает идти по скользкому пути, проложенному Тюненом. Вынося такие предпосылки существования мысли, как время и причинность, за пределы определимого, Менгер тем самым сломал гносеологический барьер, который мешал неправомерному утверждению достоверности субъективных понятий. Таким образом, Менгер связал свои главные концепции с волюнтаризмом в познании. Тенденция заменить рефлексию чувственностью, в результате чего фикции и фиктивное превращаются в высшую форму реальности, приводит Менгера к тому, что его теория становится сходной с теорией Шопенгауэра2. Согласно метафизической концепции Шопенгауэра, к которой присоединяется Менгер, иллюзорный мир является реальным миром.
|
|
Отрицание Визером3 возможности осмысливания проявлений человеческой деятельности и отношений между людьми свидетельствует о том, что его теория находится в рамках антирационалистического учения Ницше4. Его отказ признать существование какого-либо общечеловеческого знаменателя, на который могло бы опереться познание стоимости, полностью соответствует позиции Ницше, нашедшей свое отражение в работе «По ту сторону добра и зла».
Концепция Бём-Баверка5 в ее наиболее развитом виде отражает двойственное влияние неокантианства и неопозитивизма. Рассматривая простые проявления жизни вообще и внешние проявления социально-экономической жизни в частности, Бём-
Менгер К. (1840—1921) — австрийский экономист, представитель маржина-лизма.
Шопенгауэр А. (1788—1860) — немецкий философ, один из крупнейших ир-рационалистов.
Визер Ф. фон (1851 — 1926) — австрийский экономист, маржиналист. Ницше Ф. (1944—1900) — немецкий философ иррационалистического направления, оказавший огромное влияние на всю философию XX в. Бём-Баверк Е. (1851 — 1914) — австрийский экономист, видный представитель маржи нал истской школы.
112
ИЗ
Баверк солидаризируется с современными толкователями Канта1 и Конта, которые извратили основные положения учений этих философов.
Идеи Джона Бейтса Кларка2 представляют собой разновидность эпистемологического примитивизма. Он не признает необходимости установления гносеологических различий между сиг-нификацией и десигнификацией3, в результате чего, с точки зрения Кларка, становится невозможным провести различие между имеющим смысл и бессмысленным. Кларк в известном смысле отражает обскурантистские тенденции шотландской школы «здравого смысла»4 и в свою очередь предвосхищает обскурантизм прагматизма5.
Предлагаемые У. Джевонсом6 формы постижения во многом говорят, что на его эпистемологию оказал влияние Дж.Ст. Милль7. Однако следует отметить, что Джевонс больший субъективист, чем Милль. Милль, можно сказать, преимущественно субъективист, Джевонс же исключительно субъективист. Объективные факторы, которые у Милля держатся чуть ли не на ниточке, совершенно игнорируются Джевонсом. В работах Джевонса разложение объективного экономического мышления было доведено до предела.
Работы Й. Шумпетера8 говорят о том, что на них оказала влияние эпистемология А. Бергсона9. Бергсоновский антиинтеллектуализм, его нападки на рефлексию, его отказ признавать значение памяти полностью представлены в проповедуемом Шум-петером интуитивизме. Антирационалистическая позиция, которую занимал Визер, у Шумпетера превращается в иррационализм.
1 Кант И. (1724—1804) — великий немецкий философ, основоположник клас
сический немецкой философии.
2 Кларк Дж.Б. (1847—1938) — известный американский экономист.
3 Сигнификация — приписывание чему-либо какого-либо значения; десигни-
фикация — устранение значения у чего-либо.
4 По-видимому, П. Кроссер имеет в виду шотландского философа Д. Юма
(1711—1776) и английского философа Д. Беркли (1685—1753); оба —предста
вители субъективного идеализма.
5 Прагматизм — направление в современной западной философии, ставящее
во главу угла принцип, проверки знания его практической полезностью.
6 Джевонс У. (1835— 1882) — английский экономист, один из основателей мар-
жинализма.
7 Милль Дж. Ст. (1806—1873) — английский экономист, представитель класси
ческой школы.
8 Шумпетер Й. (1883—1950) — известный австрийский экономист.
|
|
9 Бергсон А. (1859—1941) —- видный французский философ-интуитивист.
Категории Кейнса1 свидетельствуют о том, что я исгъп:' вл* яние логических постулатов Гуссерля2. Гуссерль ввмесгш топ цеское, нелогическое и алогическое и тем самы\ аелат йгодч. логически невозможным проведение различия мзду зги» тр^ У1Я аспектами человеческого восприятия. Не упочиная о тдмо. влиянии Гуссерля, Кейнс там не менее пользуется го гошамь'
О. Шпанн3, который сделал последний шаг ппиути шчррк \ ционализма к арационализму в экономически шхзншй, вь», ражает то направление мышления, которое совсеьнедавм 5ыл заново сформулировано М. Хайдеггером4. Его оптанте 1щиц<л нальности и иррациональности может быть вполн";вяз5Н1л арц ционалистической позицией экзистенционализм; <от р ф^ поведует бегство в ничто.
2. Ниже приводится фрагмент работы Ю.М.Ошовс «Мер\, философии хозяйства» (М., 2000. С. 235-23","Заскоыо, н ваш взгляд, обоснована критика им современна тесрепще^ кой экономики и критика науки в целом?
«Нет, мы вовсе не против науки, мы даже придаем ваед з>„„ практикой массу научных истин. Но мы против жголютащи.-научного знания, его культивирования вопреки гаа счгт|Чы\'Г не менее, а даже более истинных в некоторых сфзях пэзёник * видов знания. Чем глубже в мир, чем ближе к абсолжу, темзабе J,'. наука, тем сильнее философия и религия. И ничто т?тй по" делаешь, с этим надо считаться. И наука, если овмеепвд не " предвзята, с этим считается, ибо на границах свеж Зшнвдог* поля она переходит к иным, как бы ненаучным «год:л:ял. отнюдь при этом не страдая. Но одних таких перехззв нщогато ' чно: потребно органическое единение всех видов линий е здж ном познавательном процессе, осуществляемом чиовешк,.
Самоограниченность новейшей теоретической kohomw до вольно-таки ясна. Во-первых, это знание раздел'мое. Сетщн.ч Нет и не может быть при сугубо научном (сциентисском тшоде \ единой теоретической экономии. Зато хватает «кмв» и «он» ' Любое разъединение обречено на скорое ограни«ие,затиты
|
|
П. Кроссер не оговаривает, о каком из двух Кейнсов —otl: ю сь:-е зас суждает; по-видимому, речь идет о сыне, основателе кейнеккства— тоне Мейнарде Кейнсе (1883—1946) — великом английском экоямсте Гуссерль Э. (1859—1938) — австрийский философ, основам фетмиоло-гической школы.
Шпанн О. (1878—1950) — австрийский философ, социолог кконаш:' Хайдеггер М. (1889-1976) — немецкий философ, религиозна экзкт- ио-налист.
114
'%
вание в противоречиях и гибель. Во-вторых, это знание, которое явно отдает предпочтение поверхности и поверхностным взаимосвязям, искусственно отгораживая себя от неповерхностной сферы бытия, а потому и многих смыслов, без которых нет и сколько-нибудь полного и цельного познания (цельность экономического построения — цельность поверхностная, а отсюда — плоская, фрагментарная, условная, ограниченная, виртуальная, часто не слишком реалистичная и слишком отрицательно мифическая). В-третьих, это знание явно технологизированное, а предмет изучения — экономика — явно не технологичен, он социален, гуманитарен, трансцендентен. В-четвертых, это знание слишком математизированное, — и в частностях, когда действительно требуется математика, в общем, когда математика никак не требуется (отсюда наличие математизированной аксиоматики, обслуживающей не частные задачи, а само общее познание предмета, предстающего в итоге математического постулирования отличным от реального). Короче, отрыв современной научной экономии — Экономикса — от реальности очевиден, что и является лучшим подтверждением ее самоограниченности».
3. Ниже приведен фрагмент работы Г. Шмоллера «Народное хо
зяйство» (М., 1902. С. 43), в котором он дает характерис
тику экономической методологии К. Маркса. Насколько, по-
вашему, Шмоллер прав в своих утверждениях?
«Типом спекулятивного книжного ученого без собственных наблюдений, без знания мира и человека, является Карл Маркс; его излюбленным занятием были отвлеченные квазиматематические упражнения над жизненными явлениями, отливавшимися у него в абстрактные понятия и общие историко-философские образы. Благодаря этим качествам он, несмотря на внимательное изучение английских "Синих книг"1, отдалился от современных требований точного эмпирического наблюдения, может быть, гораздо более, чем какой-либо иной из виднейших политико-экономических мыслителей».
4. Какой из указанных научных революций не было в истории эко
номического знания?
A. Кейнсианская.
Б. Марксистская.
B. Институционал истекая.
' «Синие книги» (Blue Books) — общее название публикаций материалов английского парламента и дипломатических документов иностранных дел.
5. Какие из этих принципов не были присущи маржиншш методологии?
A. Максимизация.
Б. Субъективизм.
B. Историзм.