Вопросы для обсуждения

1. Как, на ваш взгляд, можно классифицировать различные эко­номические теории? Что можно предлагать в качестве кри­терия для такой классификации?

2. Какую характеристику, по вашему предположению, можно дать экономической методологии античности? Средневеко­вья? Нового времени? Какие методологические программы несли в себе меркантилизм и физиократическая школа?

3. Какая связь, по вашему мнению, существует между эконо­мической наукой и экономической идеологией? Каким об­разом происходит трансформация науки в идеологию в сфере экономических знаний?

ЗАДАЧИ, ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ

/. В 1962 г. в СССР была издана работа американского эконо­миста Пауля Кроссера "Экономические фикции ", посвященная критике экономистов так называемой субъективистской шко­лы (К. Менгера, Е. Бём-Баверка, Дж.Б. Кларка и т.п.){. Работа П. Кроссера не только была слаба теоретически, но и содер­жала серьезные методологические ошибки, в частности, в об­ласти сопоставления экономических и философских теорий. По­пробуйте указать на них, проанализировав ключевой тезис­ный фрагмент данной работы2.

Можно считать, что концепции Тюнена3 отражают суперна­турализм Шеллинга4. В то время, когда Тюнен только начинал свою литературную деятельность, Шеллинг предложил в облас­ти философии устранить гносеологическое деление на объективно

1 Кроссер П. Экономические фикции. М., 1962.

2 Там же. С. 44-46.

3 Тюнен И.Г. (1783—1850) — немецкий экономист маржиналистского направ­
ления; основная работа — «Изолированное государство» (1850).

4 Шеллинг Ф.В. (1775—1854) — немецкий философ, представитель объектив­
ного идеализма, романтик, в последние годы жизни — религиозный философ.


постигаемые обобщения и субъективные восприятия. Согласно выдвинутой им метафизической концепции, наука становится неотличимой от откровения. В связи с этим интуиция, совершен­но непригодная как средство научного анализа, стала руководя­щим принципом исследований. Выражая явное презрение к ма­териальному, Тюнен полностью соглашается с подчинением не­метафизического реального метафизическому идеальному. Таким образом, он снимает различие между нефиктивным и фиктивным.

Следует признать, что Менгер1 в гносеологии продолжает идти по скользкому пути, проложенному Тюненом. Вынося такие предпосылки существования мысли, как время и причинность, за пределы определимого, Менгер тем самым сломал гносеоло­гический барьер, который мешал неправомерному утверждению достоверности субъективных понятий. Таким образом, Менгер связал свои главные концепции с волюнтаризмом в познании. Тенденция заменить рефлексию чувственностью, в результате чего фикции и фиктивное превращаются в высшую форму реально­сти, приводит Менгера к тому, что его теория становится сход­ной с теорией Шопенгауэра2. Согласно метафизической концеп­ции Шопенгауэра, к которой присоединяется Менгер, иллюзор­ный мир является реальным миром.

Отрицание Визером3 возможности осмысливания проявлений человеческой деятельности и отношений между людьми свиде­тельствует о том, что его теория находится в рамках антирацио­налистического учения Ницше4. Его отказ признать существо­вание какого-либо общечеловеческого знаменателя, на который могло бы опереться познание стоимости, полностью соответствует позиции Ницше, нашедшей свое отражение в работе «По ту сто­рону добра и зла».

Концепция Бём-Баверка5 в ее наиболее развитом виде отра­жает двойственное влияние неокантианства и неопозитивизма. Рассматривая простые проявления жизни вообще и внешние проявления социально-экономической жизни в частности, Бём-

Менгер К. (1840—1921) — австрийский экономист, представитель маржина-лизма.

Шопенгауэр А. (1788—1860) — немецкий философ, один из крупнейших ир-рационалистов.

Визер Ф. фон (1851 — 1926) — австрийский экономист, маржиналист. Ницше Ф. (1944—1900) — немецкий философ иррационалистического направ­ления, оказавший огромное влияние на всю философию XX в. Бём-Баверк Е. (1851 — 1914) — австрийский экономист, видный представи­тель маржи нал истской школы.



112


ИЗ


Баверк солидаризируется с современными толкователями Кан­та1 и Конта, которые извратили основные положения учений этих философов.

Идеи Джона Бейтса Кларка2 представляют собой разновид­ность эпистемологического примитивизма. Он не признает не­обходимости установления гносеологических различий между сиг-нификацией и десигнификацией3, в результате чего, с точки зре­ния Кларка, становится невозможным провести различие между имеющим смысл и бессмысленным. Кларк в известном смыс­ле отражает обскурантистские тенденции шотландской школы «здравого смысла»4 и в свою очередь предвосхищает обскуран­тизм прагматизма5.

Предлагаемые У. Джевонсом6 формы постижения во многом говорят, что на его эпистемологию оказал влияние Дж.Ст. Милль7. Однако следует отметить, что Джевонс больший субъективист, чем Милль. Милль, можно сказать, преимущественно субъекти­вист, Джевонс же исключительно субъективист. Объективные факторы, которые у Милля держатся чуть ли не на ниточке, со­вершенно игнорируются Джевонсом. В работах Джевонса раз­ложение объективного экономического мышления было доведено до предела.

Работы Й. Шумпетера8 говорят о том, что на них оказала вли­яние эпистемология А. Бергсона9. Бергсоновский антиинтеллек­туализм, его нападки на рефлексию, его отказ признавать зна­чение памяти полностью представлены в проповедуемом Шум-петером интуитивизме. Антирационалистическая позиция, которую занимал Визер, у Шумпетера превращается в иррацио­нализм.

1 Кант И. (1724—1804) — великий немецкий философ, основоположник клас­
сический немецкой философии.

2 Кларк Дж.Б. (1847—1938) — известный американский экономист.

3 Сигнификация — приписывание чему-либо какого-либо значения; десигни-
фикация — устранение значения у чего-либо.

4 По-видимому, П. Кроссер имеет в виду шотландского философа Д. Юма
(1711—1776) и английского философа Д. Беркли (1685—1753); оба —предста­
вители субъективного идеализма.

5 Прагматизм — направление в современной западной философии, ставящее
во главу угла принцип, проверки знания его практической полезностью.

6 Джевонс У. (1835— 1882) — английский экономист, один из основателей мар-
жинализма.

7 Милль Дж. Ст. (1806—1873) — английский экономист, представитель класси­
ческой школы.

8 Шумпетер Й. (1883—1950) — известный австрийский экономист.

9 Бергсон А. (1859—1941) —- видный французский философ-интуитивист.


Категории Кейнса1 свидетельствуют о том, что я исгъп:' вл* яние логических постулатов Гуссерля2. Гуссерль ввмесгш топ цеское, нелогическое и алогическое и тем самы\ аелат йгодч. логически невозможным проведение различия мзду зги» тр^ У1Я аспектами человеческого восприятия. Не упочиная о тдмо. влиянии Гуссерля, Кейнс там не менее пользуется го гошамь'

О. Шпанн3, который сделал последний шаг ппиути шчррк \ ционализма к арационализму в экономически шхзншй, вь», ражает то направление мышления, которое совсеьнедавм 5ыл заново сформулировано М. Хайдеггером4. Его оптанте 1щицнальности и иррациональности может быть вполн";вяз5Н1л арц ционалистической позицией экзистенционализм; <от р ф^ поведует бегство в ничто.

2. Ниже приводится фрагмент работы Ю.М.Ошовс «Мер\, философии хозяйства» (М., 2000. С. 235-23","Заскоыо, н ваш взгляд, обоснована критика им современна тесрепще^ кой экономики и критика науки в целом?

«Нет, мы вовсе не против науки, мы даже придаем ваед з>„„ практикой массу научных истин. Но мы против жголютащи.-научного знания, его культивирования вопреки гаа счгт|Чы\'Г не менее, а даже более истинных в некоторых сфзях пэзёник * видов знания. Чем глубже в мир, чем ближе к абсолжу, темзабе J,'. наука, тем сильнее философия и религия. И ничто т?тй по" делаешь, с этим надо считаться. И наука, если овмеепвд не " предвзята, с этим считается, ибо на границах свеж Зшнвдог* поля она переходит к иным, как бы ненаучным «год:л:ял. отнюдь при этом не страдая. Но одних таких перехззв нщогато ' чно: потребно органическое единение всех видов линий е здж ном познавательном процессе, осуществляемом чиовешк,.

Самоограниченность новейшей теоретической kohomw до вольно-таки ясна. Во-первых, это знание раздел'мое. Сетщн.ч Нет и не может быть при сугубо научном (сциентисском тшоде \ единой теоретической экономии. Зато хватает «кмв» и «он» ' Любое разъединение обречено на скорое ограни«ие,затиты

П. Кроссер не оговаривает, о каком из двух Кейнсов —otl: ю сь:-е зас суждает; по-видимому, речь идет о сыне, основателе кейнеккства— тоне Мейнарде Кейнсе (1883—1946) — великом английском экоямсте Гуссерль Э. (1859—1938) — австрийский философ, основам фетмиоло-гической школы.

 

Шпанн О. (1878—1950) — австрийский философ, социолог кконаш:' Хайдеггер М. (1889-1976) — немецкий философ, религиозна экзкт- ио-налист.



114


'%


вание в противоречиях и гибель. Во-вторых, это знание, кото­рое явно отдает предпочтение поверхности и поверхностным взаимосвязям, искусственно отгораживая себя от неповерхност­ной сферы бытия, а потому и многих смыслов, без которых нет и сколько-нибудь полного и цельного познания (цельность эконо­мического построения — цельность поверхностная, а отсюда — плоская, фрагментарная, условная, ограниченная, виртуальная, часто не слишком реалистичная и слишком отрицательно мифи­ческая). В-третьих, это знание явно технологизированное, а пред­мет изучения — экономика — явно не технологичен, он социа­лен, гуманитарен, трансцендентен. В-четвертых, это знание слиш­ком математизированное, — и в частностях, когда действительно требуется математика, в общем, когда математика никак не тре­буется (отсюда наличие математизированной аксиоматики, об­служивающей не частные задачи, а само общее познание пред­мета, предстающего в итоге математического постулирования отличным от реального). Короче, отрыв современной научной экономии — Экономикса — от реальности очевиден, что и явля­ется лучшим подтверждением ее самоограниченности».

3. Ниже приведен фрагмент работы Г. Шмоллера «Народное хо­
зяйство» (М., 1902. С. 43), в котором он дает характерис­
тику экономической методологии К. Маркса. Насколько, по-
вашему, Шмоллер прав в своих утверждениях?

«Типом спекулятивного книжного ученого без собственных наблюдений, без знания мира и человека, является Карл Маркс; его излюбленным занятием были отвлеченные квазиматемати­ческие упражнения над жизненными явлениями, отливавшимися у него в абстрактные понятия и общие историко-философские образы. Благодаря этим качествам он, несмотря на вниматель­ное изучение английских "Синих книг"1, отдалился от современ­ных требований точного эмпирического наблюдения, может быть, гораздо более, чем какой-либо иной из виднейших политико-экономических мыслителей».

4. Какой из указанных научных революций не было в истории эко­
номического знания?

A. Кейнсианская.
Б. Марксистская.

B. Институционал истекая.

' «Синие книги» (Blue Books) — общее название публикаций материалов анг­лийского парламента и дипломатических документов иностранных дел.


5. Какие из этих принципов не были присущи маржиншш методологии?

A. Максимизация.
Б. Субъективизм.

B. Историзм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: