Передаточное отношение. В червячной передаче в отличие от зубчатой окружные скорости
и
направлены под углом 900 друг к другу и различны по величине. Поэтому червячная передача имеет следующие особенности: передаточное отношение не может быть выражено отношением
в относительном движении начальные цилиндры не обкатываются, а скользят. При одном обороте червяка колесо повернется на
угол, охватывающий число зубьев колеса, равное числу заходов червяка. Для полного оборота колеса необходимо
оборотов червяка, т. е.
.
Число заходов червяка выполняет здесь функцию числа зубьев шестерни в зубчатой передаче. Так как
может быть небольшим и часто равным единице (чего не может быть у шестерни), то в одной червячной паре можно получить большое передаточное отношение. Это и является основным достоинством червячных передач.
В силовых червячных передачах наиболее распространены
=10...60(80); в кинематических цепях приборов и измерительных механизмов встречаются
до 300 и более.
Ведущим в большинстве случаев является червяк.
Скольжение в зацеплении. При движении витки червяка скользят по зубьям колеса, как в винтовой паре. Скорость скольжения
направлена по касательной к винтовой линии червяка. Как относительная скорость она равна геометрической разности абсолютных скоростей червяка и колеса, которыми в данном случае являются окружные скорости
и
;
или
и, далее,
,
,
,
.
Здесь
- угол подъема винтовой линии червяка. Так как практически
<300, то в червячной передаче
всегда значительно меньше
,а
, больше
.
Большое скольжение в червячных передачах служит причиной пониженного КПД, повышенного износа и склонности к заеданию (основные недостатки червячных передач).






