Информатика. Направление подготовки

Направление подготовки:

221700 «Стандартизация и метрология»

Профиль подготовки: «Метрология и метрологическое обеспечение»

Форма обучения:очная

Тула 2012 г.


Электронная таблица (ЭТ) – это двумерный массив, состоящий из столбцов и строк. Столбцы идентифицированы буквами латинского алфавита (A,B,C …), строки идентифицированы арабскими цифрами (1,2,3 …). Место пересечения столбца и строки называется ячейкой, например, А3. Ячейка, в которой находится табличный курсор, является активной. В ЭТ можно работать как с одной ячейкой, так и с группой ячеек, которые образуют блок или диапазон. Блок идентифицируется именами левой верхней и правой нижней ячеек. Имена ячеек в блоке разделяются двоеточием (:), например А1:А4.

Для выполнения вычислений MS Excel предлагает специальные средства расчетов – формулы и функции. Формула в программе MS Excel начинается со знака (=); в формуле не должно быть пробелов; при вводе формулы используются символы латинского алфавита.

Ссылкой (адресом) определяется ячейка или группа ячеек, используемых в формуле. Для указания ссылки на ячейку вводится буква заголовка столбца и номер строки. Адресация может быть абсолютной и относительной. По умолчанию ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные и при копировании формул адреса в ссылках автоматически изменяются. При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются. Для изменения способа адресации используют клавишу F4. Элементы номера ячейки, использующие абсолютную адресацию, предваряются символом $.

Табличный процессор MS Excel содержит большое количество стандартных формул, называемых функциями. Функции используются для простых или сложных вычислений. Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции, после которого в скобках указывается список аргументов: отдельные аргументы разделяются точкой с запятой (;); диапазон ячеек – двоеточием (:). В качестве аргумента может использоваться число, адрес ячейки, диапазон ячеек или выражение.

Задание 1. Выполнение расчётов в таблице

Порядок работы:

1. Откройте программу Microsoft Excel через ярлык на Рабочем столе, либо через Главное меню Пуск→Все программы→Microsoft Excel, откроется новая рабочая книга, состоящая из нескольких рабочих листов и при помощи команды меню Файл→Сохранить как…, сохраните рабочую книгу под своим именем.

2. Дважды щелкните на ярлыке Лист 1, расположенном внизу окна и переименуйте его как Расчёты.

3. Введите название Таблицы 1: размер шрифта − 12, начертание – полужирный при помощи панели инструментов или команды строки меню ФорматЯчейки →вкладка Шрифт. Поместите название Таблицы 1 по центру, для этого выделите диапазон ячеек A1:F1 и нажмите кнопку Объединить и поместить в центре на панели инструментов Форматирование. Чтобы отказаться от объединения ячеек, необходимо выделить объединенные ячейки и нажать на кнопке .

4. Объедините ячейки (А2 и А3; В2 и В3; С2 и С3; D2 и D3; E2 и F2) и введите в них название заголовков граф (столбцов). Для заголовков столбцов при помощи команды меню ФорматЯчейки →вкладка Выравнивание выполните выравнивание по горизонтали и по вертикали − по центру ячейки и перенос по словам (комбинация клавиш Alt и Enter).

5. Введите данные таблицы по образцу. Ширину столбца и высоту строки можно изменить при помощи указателя мыши (, ) – подвести указатель к правой границе имени столбца или нижней границе номера строки, чтобы он принял вид двунаправленной стрелки и при нажатой кнопке мыши перетащить границу в нужном направлении.

Таблица 1

    A B C D E F
    Расчет стоимости канцелярских товаров
    № п/п Наименование Количество, шт. Цена, руб. Стоимость
    Руб. в % к итогу
      Авторучка   30,2    
      Карандаш   25,5    
      Тетрадь   28,6    
      Линейка   18,5    
      Ластик   19,5    
    Итого        
  Максимальное значение          
  Минимальное значение          
  Среднее значение          
                           

6. Определите стоимость канцелярских товаров:

· Выделите необходимую ячейку (Е4 для авторучек) и введите формулу для вычисления стоимости авторучек: =С4*D4;

· Нажмите клавишу Enter;

· Выделите только что заполненную ячейку Е4 и скопируйте формулу расчёта стоимости авторучек в ячейки других наименований, для этого курсор мыши наведите на нижний правый угол ячейки, чтобы он превратился в черный плюс (маркер автозаполнения) и при нажатой левой кнопке мыши растяните контур на необходимый диапазон (E4:E8). Снимите выделение ячеек, щёлкнув на пустом месте рабочего листа.

7. Заполните итоговую строку по столбцам «Количество, шт.», «Стоимость, руб.»:

· Выделите нужную ячейку (С9 − для столбца «Количество, шт.») и на панели инструментов Стандартная нажмите на кнопку автосуммирования − ;

· Если интервал ячеек определён правильно (С4:С8), то нажмите клавишу Enter. Если интервал ячеек определен неправильно, то мышью выделите нужный интервал.

· Аналогично заполните ячейку Е9 – «Стоимость, руб.», правильный диапазон автосуммирования − E4:E8.

8. Рассчитайте «Стоимость в % к итогу», используя ввод и копирование формул с абсолютной адресацией:

· Выделите нужную ячейку (ячейку F4) и наберите формулу: =Е4/Е9*100;

· В формуле выделите имя ячейки E9, адрес которой следуетизменить с относительного на абсолютный, так как её адрес в формуле при копировании не должен изменяться, и нажмите клавишу F4;

· Нажмите Enter;

· Формула должна приобрести вид: =Е4/$Е$9*100;

· Выделите ячейку с отредактированной формулой (F4) и скопируйте формулу в другие ячейки таблицы диапазона F5:F9 при помощи маркера автозаполнения(аналогично, как в задании 6);

· Снимите выделение ячеек.

9. Найдите максимальные, минимальные и средние значения по столбцам
«Количество, шт.» и «Цена, руб.»:

· Курсор установите в ячейку С10 и выполните команду меню
Вставка→Функция, и в диалоговом окне Мастер функций выберите
категорию Статистические;

· Затем найдите функцию МАКС, которая находится в списке по алфавиту, и нажмите ОК;

· Для нахождения минимального и среднего значения используйте функции: МИН, СРЗНАЧ в категории Статистические.

!!Обратите внимание! Автоматически выбранный диапазон может быть
ошибочным.

· Выделите необходимый диапазон C4:C8 для столбца «Количество, шт.» и D4:D8 − «Цена, руб.» и нажмите ОК.

10. Оформите линии обрамления (границы) по образцу с помощью команды меню Формат→Ячейки→ вкладка Граница.

!!Обратите внимание! Ячейки необходимо предварительно выделить.

Задание 2. Сортировка данных в таблице

Порядок работы:

1. Отсортируйте данные по возрастанию количества:

· Выделите диапазон, строки которого нужно отсортировать (в нашем случае это − В4:F8);

· При помощи команды строки меню Данные→Сортировка идентифицируйте поля по обозначениям столбцов листа (установите флажок), выберите Столбец С и отсортируйте по возрастанию и нажмите ОК;

· Данные всей таблицы будут автоматически отсортированы по возрастанию.

Задание 3. Построение диаграмм

Порядок работы:

1. Постройте круговую диаграмму по количеству:

· Выделите диапазон B4:C8;

· Вызовите Мастер диаграмм с помощью команды строки меню Вставка→ Диаграмма;

· Выберите тип Круговая (шаг 1 из 4) инажмите два раза кнопку Далее;

· На вкладке Заголовки (шаг 3 из 4) Название диаграммы: наберите
«Диаграмма по количеству»;

· На вкладке Легенда выберите Размещение: внизу.

· На вкладке Подписи данных выберите Включить подписи: доли;

· Нажмите на кнопки Далее и Готово;

· При необходимости отредактируйте диаграмму (измените размеры при помощи двунаправленных стрелок).

2. Сохраните изменения в файле при помощи команды строки меню Файл→
Сохранить.

Описание практической части работы:

2.1. Цели лабораторной работы: изучить основы работы в Табличном процессоре MS Excel, научиться выполнять расчёты в таблицах, сортировку данных и изучить принципы построения диаграмм.

2.2. Постановка задачи: В соответствии с заданием выполнить расчёты в таблицах, сортировку данных и построить диаграмму.

2.3. Порядок выполнения работы:

2.3.1. Ознакомиться с теоретической частью.

2.3.2. Получить задание у преподавателя.

2.3.3. Выполнить работу.

2.3.4. Оформить отчет:

2.3.4.1. Содержание отчета:

1. Цель работы - краткая формулировка поставленной цели.

2. Порядок выполнения - определяются действия, необходимые для выполнения данной работы.

3. Постановка задачи - формулирование задачи в соответствии с индивидуальным заданием.

4. Решение поставленной задачи:

4.1. Математическое описание решения поставленной задачи содержит описание связей между параметрами с использованием принятых в математике обозначений.

4.2. Описание логической структуры программы (алгоритм решения) содержит:

- краткое описание схемы программы,

- алгоритм решения (по ГОСТ) - рисунок,

- краткое описание используемых операторов языка программирования (при необходимости).

4.3. Описание программы содержит:

- название файла, его размер,

- текст программы (или фрагмент для решения конкретной, наиболее важной части задания).

4.4. Результат работы программы:

- значения, полученные в результате выполнения программы

- анализ полученных результатов.

Выводы - отвечают на поставленную цель.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: