Направление подготовки:
221700 «Стандартизация и метрология»
Профиль подготовки: «Метрология и метрологическое обеспечение»
Форма обучения:очная
Тула 2012 г.
Электронная таблица (ЭТ) – это двумерный массив, состоящий из столбцов и строк. Столбцы идентифицированы буквами латинского алфавита (A,B,C …), строки идентифицированы арабскими цифрами (1,2,3 …). Место пересечения столбца и строки называется ячейкой, например, А3. Ячейка, в которой находится табличный курсор, является активной. В ЭТ можно работать как с одной ячейкой, так и с группой ячеек, которые образуют блок или диапазон. Блок идентифицируется именами левой верхней и правой нижней ячеек. Имена ячеек в блоке разделяются двоеточием (:), например А1:А4.
Для выполнения вычислений MS Excel предлагает специальные средства расчетов – формулы и функции. Формула в программе MS Excel начинается со знака (=); в формуле не должно быть пробелов; при вводе формулы используются символы латинского алфавита.
Ссылкой (адресом) определяется ячейка или группа ячеек, используемых в формуле. Для указания ссылки на ячейку вводится буква заголовка столбца и номер строки. Адресация может быть абсолютной и относительной. По умолчанию ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные и при копировании формул адреса в ссылках автоматически изменяются. При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются. Для изменения способа адресации используют клавишу F4. Элементы номера ячейки, использующие абсолютную адресацию, предваряются символом $.
|
|
Табличный процессор MS Excel содержит большое количество стандартных формул, называемых функциями. Функции используются для простых или сложных вычислений. Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции, после которого в скобках указывается список аргументов: отдельные аргументы разделяются точкой с запятой (;); диапазон ячеек – двоеточием (:). В качестве аргумента может использоваться число, адрес ячейки, диапазон ячеек или выражение.
Задание 1. Выполнение расчётов в таблице
Порядок работы:
1. Откройте программу Microsoft Excel через ярлык на Рабочем столе, либо через Главное меню Пуск→Все программы→Microsoft Excel, откроется новая рабочая книга, состоящая из нескольких рабочих листов и при помощи команды меню Файл→Сохранить как…, сохраните рабочую книгу под своим именем.
2. Дважды щелкните на ярлыке Лист 1, расположенном внизу окна и переименуйте его как Расчёты.
3. Введите название Таблицы 1: размер шрифта − 12, начертание – полужирный при помощи панели инструментов или команды строки меню Формат → Ячейки →вкладка Шрифт. Поместите название Таблицы 1 по центру, для этого выделите диапазон ячеек A1:F1 и нажмите кнопку Объединить и поместить в центре на панели инструментов Форматирование. Чтобы отказаться от объединения ячеек, необходимо выделить объединенные ячейки и нажать на кнопке .
|
|
4. Объедините ячейки (А2 и А3; В2 и В3; С2 и С3; D2 и D3; E2 и F2) и введите в них название заголовков граф (столбцов). Для заголовков столбцов при помощи команды меню Формат → Ячейки →вкладка Выравнивание выполните выравнивание по горизонтали и по вертикали − по центру ячейки и перенос по словам (комбинация клавиш Alt и Enter).
5. Введите данные таблицы по образцу. Ширину столбца и высоту строки можно изменить при помощи указателя мыши (, ) – подвести указатель к правой границе имени столбца или нижней границе номера строки, чтобы он принял вид двунаправленной стрелки и при нажатой кнопке мыши перетащить границу в нужном направлении.
Таблица 1
A | B | C | D | E | F | ||||||||
Расчет стоимости канцелярских товаров | |||||||||||||
№ п/п | Наименование | Количество, шт. | Цена, руб. | Стоимость | |||||||||
Руб. | в % к итогу | ||||||||||||
Авторучка | 30,2 | ||||||||||||
Карандаш | 25,5 | ||||||||||||
Тетрадь | 28,6 | ||||||||||||
Линейка | 18,5 | ||||||||||||
Ластик | 19,5 | ||||||||||||
Итого | |||||||||||||
Максимальное значение | |||||||||||||
Минимальное значение | |||||||||||||
Среднее значение | |||||||||||||
6. Определите стоимость канцелярских товаров:
· Выделите необходимую ячейку (Е4 для авторучек) и введите формулу для вычисления стоимости авторучек: =С4*D4;
· Нажмите клавишу Enter;
· Выделите только что заполненную ячейку Е4 и скопируйте формулу расчёта стоимости авторучек в ячейки других наименований, для этого курсор мыши наведите на нижний правый угол ячейки, чтобы он превратился в черный плюс (маркер автозаполнения) и при нажатой левой кнопке мыши растяните контур на необходимый диапазон (E4:E8). Снимите выделение ячеек, щёлкнув на пустом месте рабочего листа.
7. Заполните итоговую строку по столбцам «Количество, шт.», «Стоимость, руб.»:
· Выделите нужную ячейку (С9 − для столбца «Количество, шт.») и на панели инструментов Стандартная нажмите на кнопку автосуммирования − ;
· Если интервал ячеек определён правильно (С4:С8), то нажмите клавишу Enter. Если интервал ячеек определен неправильно, то мышью выделите нужный интервал.
· Аналогично заполните ячейку Е9 – «Стоимость, руб.», правильный диапазон автосуммирования − E4:E8.
8. Рассчитайте «Стоимость в % к итогу», используя ввод и копирование формул с абсолютной адресацией:
· Выделите нужную ячейку (ячейку F4) и наберите формулу: =Е4/Е9*100;
· В формуле выделите имя ячейки E9, адрес которой следуетизменить с относительного на абсолютный, так как её адрес в формуле при копировании не должен изменяться, и нажмите клавишу F4;
· Нажмите Enter;
· Формула должна приобрести вид: =Е4/$Е$9*100;
· Выделите ячейку с отредактированной формулой (F4) и скопируйте формулу в другие ячейки таблицы диапазона F5:F9 при помощи маркера автозаполнения(аналогично, как в задании 6);
· Снимите выделение ячеек.
9. Найдите максимальные, минимальные и средние значения по столбцам
«Количество, шт.» и «Цена, руб.»:
· Курсор установите в ячейку С10 и выполните команду меню
Вставка→Функция, и в диалоговом окне Мастер функций выберите
категорию Статистические;
· Затем найдите функцию МАКС, которая находится в списке по алфавиту, и нажмите ОК;
· Для нахождения минимального и среднего значения используйте функции: МИН, СРЗНАЧ в категории Статистические.
|
|
!!Обратите внимание! Автоматически выбранный диапазон может быть
ошибочным.
· Выделите необходимый диапазон C4:C8 для столбца «Количество, шт.» и D4:D8 − «Цена, руб.» и нажмите ОК.
10. Оформите линии обрамления (границы) по образцу с помощью команды меню Формат→Ячейки→ вкладка Граница.
!!Обратите внимание! Ячейки необходимо предварительно выделить.
Задание 2. Сортировка данных в таблице
Порядок работы:
1. Отсортируйте данные по возрастанию количества:
· Выделите диапазон, строки которого нужно отсортировать (в нашем случае это − В4:F8);
· При помощи команды строки меню Данные→Сортировка идентифицируйте поля по обозначениям столбцов листа (установите флажок), выберите Столбец С и отсортируйте по возрастанию и нажмите ОК;
· Данные всей таблицы будут автоматически отсортированы по возрастанию.
Задание 3. Построение диаграмм
Порядок работы:
1. Постройте круговую диаграмму по количеству:
· Выделите диапазон B4:C8;
· Вызовите Мастер диаграмм с помощью команды строки меню Вставка→ Диаграмма;
· Выберите тип Круговая (шаг 1 из 4) инажмите два раза кнопку Далее;
· На вкладке Заголовки (шаг 3 из 4) Название диаграммы: наберите
«Диаграмма по количеству»;
· На вкладке Легенда выберите Размещение: внизу.
· На вкладке Подписи данных выберите Включить подписи: доли;
· Нажмите на кнопки Далее и Готово;
· При необходимости отредактируйте диаграмму (измените размеры при помощи двунаправленных стрелок).
2. Сохраните изменения в файле при помощи команды строки меню Файл→
Сохранить.
Описание практической части работы:
2.1. Цели лабораторной работы: изучить основы работы в Табличном процессоре MS Excel, научиться выполнять расчёты в таблицах, сортировку данных и изучить принципы построения диаграмм.
2.2. Постановка задачи: В соответствии с заданием выполнить расчёты в таблицах, сортировку данных и построить диаграмму.
2.3. Порядок выполнения работы:
2.3.1. Ознакомиться с теоретической частью.
2.3.2. Получить задание у преподавателя.
2.3.3. Выполнить работу.
2.3.4. Оформить отчет:
|
|
2.3.4.1. Содержание отчета:
1. Цель работы - краткая формулировка поставленной цели.
2. Порядок выполнения - определяются действия, необходимые для выполнения данной работы.
3. Постановка задачи - формулирование задачи в соответствии с индивидуальным заданием.
4. Решение поставленной задачи:
4.1. Математическое описание решения поставленной задачи содержит описание связей между параметрами с использованием принятых в математике обозначений.
4.2. Описание логической структуры программы (алгоритм решения) содержит:
- краткое описание схемы программы,
- алгоритм решения (по ГОСТ) - рисунок,
- краткое описание используемых операторов языка программирования (при необходимости).
4.3. Описание программы содержит:
- название файла, его размер,
- текст программы (или фрагмент для решения конкретной, наиболее важной части задания).
4.4. Результат работы программы:
- значения, полученные в результате выполнения программы
- анализ полученных результатов.
Выводы - отвечают на поставленную цель.