(ПИСЬМЕННО-УСТНОГО ЭКЗАМЕНА)
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
(для специальности «Перевод и переводоведение»)
Порядок проведения и критерии оценки.
Дополнительное испытание по иностранному языку включает разделы: «Аудирование», «Грамматика и лексика», «Чтение».
Экзамен имеет своей целью проверить у кандидатов:
лексико-грамматические навыки, приобретённые в ходе изучения полного курса иностранного языка в средней общеобразовательной школе, поскольку лексико-грамматические навыки являются неотъемлемой частью любого вида речевой деятельности: говорения, чтения, письма, аудирования;
умения чтения с пониманием основного содержания публицистических, художественных, научно-популярных, прагматических текстов, понимания структурно-смысловых связей текста;
проверка понимания основного содержания и запрашиваемой информации в прослушиваемом тексте при двукратном предъявлении;
проверка умений говорения в ходе беседы с экзаменатором по содержанию прочитанного текста.
|
|
Письменно-устный экзамен предполагает выполнение теста, который предъявляется кандидатам на бумажных или электронных носителях. Выполнение теста направлено на проверку:
лексико-грамматических навыков;
понимания основного содержания прочитанного текста;
понимания основного содержания и запрашиваемой информации в прослушиваемом тексте.
Перед началом устного экзамена кандидату выдается лист устного ответа, титульный лист которого кандидат должен собственноручно заполнить. При подготовке к ответу кандидат делает необходимые записи. В ходе экзамена кандидат может записывать в лист устного ответа вопросы экзаменаторов и свои ответы.
Кандидатам предлагается выполнить следующие задания:
1. Раскройте скобки в предложениях, употребляя указанные глаголы в нужной видовременной форме. Предлагается 10 отдельных высказываний, состоящих из 2-3 предложений (20 глаголов).
2. Выберите один, с вашей точки зрения, правильный ответ из четырех предложенных вариантов (20 заданий для проверки лексико-грамматических навыков).
3. Прочитайте текст и заполните каждый пропуск в тексте, выбрав наиболее подходящий по смыслу вариант из четырех предложенных (10 пропусков; для проверки понимания содержания и структурно-смысловых связей текста).
4. Составьте вопросы разных типов к выделенным в тексте словам (5 вопросов; для проверки знания основ грамматики).
5. Выберите правильный вариант ответа на вопрос из четырех предложенных по содержанию прочитанного текста (5 вопросов; для проверки понимания содержания прочитанного).
6. Прослушайте текст и укажите предложения, соответствующие его содержанию (10 предложений; проверка понимания общего содержания прослушанного текста).
|
|
7. Выберите правильный вариант ответа на вопрос из четырех предложенных по содержанию прослушанного текста (5 вопросов; проверка понимания запрашиваемой информации в прослушиваемом тексте).
За верное выполнение каждого задания с выбором ответа из предложенных вариантов кандидат получает 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение тестовых заданий составляет 75.
Устная часть экзамена имеет целью проверить технику чтения и умения говорения, на основе прочитанного, включает следующие задания:
1. Прочитайте текст и примите участие в беседе с экзаменаторами по содержанию прочитанного. Максимальное количество баллов – 15.
2. Прочтите вслух указанный отрывок текста. Максимальное количество баллов – 10.
В ходе беседы с экзаменаторами кандидаты должны продемонстрировать способность к коммуникативному взаимодействию, умения выражать свое мнение по обсуждаемой теме, обращаться за разъяснениями в случае необходимости, продуцировать самостоятельное связное высказывание в связи с прочитанным текстом, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика).
Критерии оценки устного экзамена
Техника чтения | Количество баллов | Умения говорения (беседа по содержанию текста) | Количество баллов |
Не допускает ошибок в чтении слов. Владеет хорошими фонетическими навыками. Чтение выразительно; адекватно использует ритмику и мелодику языка, правильное смысловое ударение фразы. | «Отлично» 10 баллов | Нет проблем в понимании вопросов. Ответы на вопросы развернуты. Может выразить свое мнение. Нет грамматических ошибок в речи. | «Отлично» 15 баллов |
Допускает незначительные ошибки в правилах чтения, произношении (1-2 ошибки). Владеет ритмикой и мелодикой языка, демонстрирует владение фонетической стороной речи. | «Хорошо» 8 баллов | Нет проблем в понимании вопросов. Дает правильные ответы по содержанию текста. Нет грубых грамматических ошибок, которые бы затрудняли понимание. | «Хорошо» 13 баллов |
Допускает ошибки в произношении (3-4 ошибки) слов при чтении. Неуверенно использует ритмику и мелодику речи, заметна интерференция родного языка. | «Удовлетворительно» 6 баллов | Способен понять вопрос (возможно повторение вопроса). Способен давать ответы, состоящие из коротких фраз, предложений. Встречаются грамматические ошибки, но они не препятствуют общению. | «Удовлетворительно» 8 баллов |
Допускает 5 и более ошибок в произношении слов. Произношение сильно подвержено влиянию родного языка. Слабо владеет фонетической стороной речи. Общеизвестные и простые слова произносит неправильно. | «Неудовлетворительно» 4 балла и менее | Испытывает затруднения в понимании вопросов. Часто переспрашивает и просит уточнить, прибегая к родному языку. Способен дать только краткие ответы на некоторые вопросы. | «Неудовлетворительно» 6 баллов и менее |
Максимальное количество баллов за устную часть экзамена составляет 25 баллов. Максимальное количество баллов за весь экзамен составляет 100 баллов. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение экзамена - 22.
Примерная тематика экзаменационных текстов:
повседневная жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки;
жизнь в городе и сельской местности. Проблемы города и села;
общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми;
здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни;
роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения;
|
|
досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам. Переписка;
родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности;
путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей;
природа и проблемы экологии;
культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка;
вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры;
современный мир профессий, рынок труда;
возможности продолжения образования в высшей школе;
планы на будущее, проблема выбора профессии;
роль владения иностранными языками в современном мире;
школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы;
научно-технический прогресс, его перспективы и последствия;
новые информационные технологии;
праздники и знаменательные даты в различных странах мира.
Содержание [13]