Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи пострадавшим, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье. 1 страница

Общественная опасность преступления заключается в том, что потерпевшим, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенным возможности принять меры к самосохранению, не всегда оказывается необходимая помощь. В результате этого тяжесть последствий увеличивается и нередко ими является смерть человека. Кроме того, водители, скрываясь с места дорожно-транспортного происшествия, как правило, превышают дозволенную скорость движения, грубо нарушают иные правила дорожного движения, чем создают аварийные ситуации, нередко приводящие к новому дорожно-транспортному происшествию.
Согласно ст.1 Закона РК «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 г. дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Законодатель, ввиду острой необходимости предупреждения подобных происшествий, а также уменьшения тяжести причиняемого вреда, счел возможным выделить данное преступление в самостоятельный состав.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье потерпевших либо отношения собственности.
Объективная сторона преступления заключается в оставлении места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, при наличии у него возможности оказания помощи потерпевшему.
При оставлении виновным, совершившим деяние, предусмотренное ст.296 УК, места дорожно-транспортного происшествия, его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений – по соответствующей части ст.296 УК и ст.297 УК. При этом, ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия по ст.297 УК наступает независимо от характера наступивших последствий, предусмотренных ст.296 УК (средней тяжести или тяжкий вред здоровью, смерть потерпевшего), и осознания их виновным, за исключением случаев, указанных в примечании к ст.297 УК.
В вышеназванное постановление 25 декабря 2006 г. Верховный Суд РК внес следующие изменения: «если потерпевший, которому в результате дорожно-транспортного происшествия причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью и который не мог принять меры к самосохранению в силу малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния, был заведомо оставлен в опасном для его жизни или здоровья состоянии лицом, совершившим деяние, предусмотренное ст.296 УК, то при наступлении по неосторожности смерти потерпевшего или иных тяжких последствий в результате оставления в опасности, содеянное в целом подлежит квалификации по совокупности по соответствующей части ст.296 УК, ст.297 УК и ч.2 ст.119 УК «Оставление в опасности». Если причиненный при дорожно-транспортном происшествии вред здоровью заведомо для виновного не создавал опасности для жизни или здоровья потерпевших либо когда потерпевший сразу погиб на месте ДТП, то в действиях водителя, оставившего место дорожно-транспортного происшествия, отсутствует состав оставления в опасности».
Оставление потерпевшего в опасности водителем в местах, где потерпевшему могла быть оказана помощь другими лицами, не исключает ответственности по ст.119 УК РК.
Действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и скрывшегося с места происшествия, не могут быть дополнительно квалифицированы по ст.119 УК РК, если смерть потерпевшего заведомо для виновного наступила непосредственно в момент дорожно-транспортного происшествия.
Если водитель нарушил Правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в результате чего пострадали люди, не имел реальной возможности оказать им помощь в силу своей беспомощности, возникшей в связи с полученной травмой, то уголовная ответственность по ст.297 УК исключается. Не будет содержать состава этого преступления и оставление места дорожно-транспортного происшествия его участником, не нарушившим Правила дорожного движения.
Необходимыми и обязательными признаками объективной стороны данного деяния являются наличие вредных последствий, указанных в ст.296 УК и наличие причинной связи между оставлением места дорожно-транспортного происшествия и наступившими вредными последствиями.
Так, например, водитель частного такси П. следуя по городу на большой скорости в виду того, что опаздывал на вызов, из-за пробки происшедшей в час пик, совершил ДТП с встречной машиной, водителю которой был причинен вред здоровью средней тяжести, с места происшествия скрылся, т.к. думал об ответственности за содеянное и, предполагая, что в данном переулке его никто не заметил.
Рассматриваемое преступление имеет материальный состав и поэтому считается оконченным с момента наступления указанных в ст.296 УК вредных последствий.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и управляющее транспортным средством, указанными в диспозиции и в примечании к ст.296 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознательно не оказывает помощь пострадавшему в результате дорожно-транспортного происшествия, предвидит возможность наступления вредных последствий, желает или сознательно допускает их наступление. Вместе с тем, не исключается неосторожная форма вины в виде преступной самонадеянности (например, водитель уезжает с места дорожно-транспортного происшествия, рассчитывая на то, что потерпевшему окажут помощь иные лица, находившиеся на месте происшествия).
Согласно примечанию к ст.297 УК, не влекут уголовную ответственность случаи оставления места дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи пострадавшим. Данное примечание стимулирует лицо, по вине которого произошло ДТП, оказать помощь пострадавшим, принять меры к спасению их жизни и здоровья.

Статья 298. Недоброкачественный ремонт транспортных
средств и выпуск их в эксплуатацию с
техническими неисправностями, допуск к
управлению транспортным средством лица,
находящегося в состоянии опьянения

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, —
наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, совершенный собственником или владельцем транспортного средства, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, —
наказывается штрафом в размере от четырехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Общественная опасность преступления заключается в том, сам факт недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, а также допуска к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения угрожает безопасности функционирования транспорта, создает реальную опасность для жизни и здоровья граждан и нередко приводит к тяжелым последствиям.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье потерпевшего либо отношения собственности.
Законодатель, помимо транспортных средств, перечисленных в ст.ст.295 и 296 УК, к предмету транспортных преступлений относит также пути сообщения (рельсы, стрелочные переводы, мосты, шлюзы), средства связи и сигнализации (светофоры, семафоры, телеграфные и телефонные провода), иное транспортное оборудование (эстакады, радиолокаторы).
Под путями сообщения признаются: на железнодорожном транспорте - обычные, узкоколейные, детские железные дороги, автономные подъемные пути к предприятиям, рудникам, шахтам и т.д.; на водном транспорте - пути следования судна через открытые участки океана или моря, проливы, каналы, а также внутренние водные пути (судоходные и сплавные реки, озера); на воздушном транспорте - воздушные трассы и местные воздушные линии.
К средствам сигнализации относятся: на железнодорожном транспорте - автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки, автоматическая локомотивная сигнализация; на водном транспорте - маяки, буи, створы, навигационные знаки; на воздушном транспорте - радиомаячные системы, светосигнальное оборудование, на автомобильном – светофоры, дорожные знаки, средства для подачи аварийных сигналов и т.д.
Средствами связи являются: на железнодорожном транспорте - радиосвязь, проводная связь; на водном транспорте - рации, телетайпы; на воздушном транспорте - радары, УКВ-радиосвязь, бортовые ответчики и т.д.
К иному транспортному оборудованию относится: на железнодорожном транспорте – мосты, туннели, устройства для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа и грузов, средства для обеспечения электроэнергией электропоездов, устройства освещения, водоснабжения. На водном транспорте – шлюзы, причалы, дамбы. На воздушном транспорте – сооружения и устройства, обеспечивающие заправку воздушных судов топливом, ангары. На автомобильном транспорте – эстакады, разделительные ограждения проезжей части и т.д.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.298 УК включает в себя следующие признаки: а) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств; в) общественно опасных последствий; г) причинной связи между ними.
Под недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования могут подразумеваться проведение ремонтных работ с использованием непригодных деталей и материалов, нарушение установленных правил производства ремонта, не устранение в ходе данных работ опасных для безопасности движения и эксплуатации транспорта имеющихся или вновь выявленных дефектов оборудования и т.д. Под признаки рассматриваемого деяния подпадает также установка на транспортных средствах, путях сообщения, средствах сигнализации и связи нового некачественного оборудования, приборов либо механизмов.
Под выпуском в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств следует понимать выдачу лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, разрешения на выезд в рейс, на линию транспортных средств с дефектами тормозной системы, рулевого управления или осветительных приборов, звукового сигнала, других деталей и узлов, дефекты которых явны и очевидны, а также непринятие указанным лицом мер по предотвращению эксплуатации другими лицами технически неисправного транспорта, следствием которых явилось наступление вредных последствий, указанных в ч.1 ст.298 УК (повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью). Например, механик автохозяйства не производит проверки отремонтированных транспортных средств, не соблюдает сроки профилактического ремонта транспортных средств и т.д.
Последствия в виде причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека по своей характеристике аналогичны предусмотренным в ст.296 УК. Особенности установления причинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства заключается в том, что вред причиняется не фактическим пользователем транспортного средства, а лицом, производящим такой ремонт либо лицом, дающим разрешение на его эксплуатацию.
Специфика субъекта состава преступления определяется характером объективной стороны. Субъект может быть как общий, так и специальный. Уголовная ответственность с 16-ти летнего возраста (общий субъект) может наступать в случаях, когда такое лицо фактически осуществляет ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи. Обязательное наличие специального субъекта имеет место при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспорта, на которых действующими инструкциями и правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств (зав.гаражами, дежурные механики, диспетчеры, инженер автопарка и т.д.).
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины (преступная самонадеянность и преступная небрежность – ст.21 УК). При самонадеянности виновное лицо сознает, что выпускаемое им транспортное средство неисправно, предвидит возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При преступной небрежности виновный не предвидит вредных последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть возможность их наступления.
В части 2 ст.298 УК предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, совершенный собственником или владельцем транспортного средства, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.
Под допуском к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, следует понимать действия собственника или владельца транспортного средства, выразившиеся в разрешении на выезд в рейс или добровольной передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; в непринятии мер по предотвращению управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, которые повлекли наступление указанных в ч.2 ст.298 УК последствий.
Под опьянением следует понимать любую степень алкогольного, наркотического или иного опьянения, тем более что ни уголовно-правовой запрет, ни судебная практика не дают никаких оснований для столь узкой интерпретации термина “опьянение”.
Если транспортное средство передается не для управления, а например, для хранения лицу, находящемуся в состоянии опьянения, то в таких случаях ответственность по ч.2 ст.298 УК не наступает.
Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных в ч.2 ст.298 УК последствия.
Субъектом преступления, предусмотренного ч.2 ст.298 УК являются собственники или владельцы транспортного средства.
В части 3 ст.298 УК установлена ответственность за то же деяние, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.
В части 4 ст.298 УК установлена ответственность за деяние, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.
При совершении одним и тем же лицом деяний, предусмотренных частями 1 и 2 ст.298 УК, каждое из преступлений подлежит самостоятельной квалификации.

Статья 299. Умышленное приведение в негодность
транспортных средств или путей сообщения

1. Умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо нарушение нормальной работы транспорта и связи, —
наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз превышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при осуществлении разрушений, повреждений транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования либо блокирования транспортных коммуникаций причиняется существенный вред здоровью людей, либо нормальной работе транспорта и связи.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств, дополнительным объектом – жизнь и здоровье потерпевших, либо собственность.
Признаки предмета преступления рассмотрены при анализе преступления, предусмотренного ст.298 УК. Не могут быть предметом этого преступления железнодорожные, морские, речные вокзалы, аэропорты, причалы и др.
Объективная сторона преступления состоит в умышленном разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо нарушение нормальной работы транспорта и связи. Между общественно опасным деянием и наступлением преступных последствий должна быть установлена причинная связь.
Под разрушением следует понимать нарушение виновным целостности и структуры предмета преступления, приведшее его в негодное для эксплуатации состояние (например, уничтожение подвижного состава железных дорог, локомотивов, вагонов), железнодорожных путей, затопление судна, повреждение маяков и буев, навигационного оборудования на воздушном судне. Как правило, его восстановление невозможно или экономически нерентабельно.
При повреждении из строя выводятся лишь отдельные устройства или механизмы предмета преступления, вследствие чего они становятся непригодными для эксплуатации, т.е. они частично теряют свои функциональные способности и в целях их восстановления требуется затрата материальных ресурсов.
Под иным способом следует понимать случаи выключения или переключения в неправильное положение устройств и механизмов транспорта, подача ложных сигналов, подкладывание на рельсы посторонних предметов, отключение сигнальных приборов на железной дороге, в аэропорту, на форватере реки, на маяке и т.п.
Блокирование транспортных коммуникаций может выразиться, например, в нагромождении на железнодорожных путях строительного материала или других предметов, перекрытие движения поездов группой людей, протестующих подобным образом против действий органов власти и др.
Не образует состава данного преступления действия, выразившиеся в бое стекол пассажирских вагонов, разрушении или повреждении их внутреннего интерьера и т.п. В подобных случаях ответственность должна наступать по ст.187 УК, как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.
Преступление следует считать окоченным с момента причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Понятие последних определяется в Приказе Министра здравоохранения РК "Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы" от 20 декабря 2004 г. № 875/1.
Согласно примечания к ст.299 УК крупным признается ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз превышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.
К последствию в виде нарушения нормальной работы транспорта и связи относится задержка или угроза задержки транспорта, срыв графика движения поездов, простой судов, длительный перерыв связи, повреждение причалов, пристаней и иных сооружений.
Субъект преступления – общий, физическое вменяемое лицо, достигшее 14-ти лет, согласно ч.2 ст.15 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла к совершаемому общественно опасному действию (разрушению и т.д.) и неосторожную вину по отношению к преступным последствиям.
В ч.2 ст.299 УК законодатель предусмотрел последствия в виде причинения по неосторожности смерти одному человеку, а в ее части 3 – по неосторожности смерть двум и более лицам.

Статья 300. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную
работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 295, 296 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается штрафом в размере до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Общественная опасность преступления состоит в том, что несоблюдение указанных правил дезорганизует деятельность транспорта, приводит к авариям, катастрофам, создает опасность гибели людей или причинение вреда их здоровью.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных (механических) транспортных средств, дополнительным объектом – жизнь и здоровье потерпевших, собственность.
С объективной стороны преступление характеризуется нарушением пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст.ст.295, 296 УК РК) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Здесь речь идет о таких нарушениях правил, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Ее применение требует установления конкретного нарушения виновным соответствующих правил пользования транспортом и правил поведения в местах прохождения транспортных путей, которыми регламентируется безопасная работа транспорта всех его видов и которые обязательны для всех лиц, а не только для работников транспорта.
Диспозиция ст.300 УК является бланкетной, а это означает, что она отсылает к другим нормативно-правовым актам. К таковым относятся: "Правила безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств"; Воздушный кодекс РК, Устав железных дорог РК, Правила прогона скота через полотно железной дороги, Правила проезда гужевого транспорта, иные акты, издаваемые Министерством транспорта и коммуникаций РК и т.д.
Поскольку диспозиция ст.300 УК говорит о транспортных средствах, не конкретизируя его виды, то столь широкое определение предмета преступления позволяет охватывать все случаи нарушения соответствующих правил, допущенных пассажиром, пешеходом или другим участником движения на железнодорожном, водном, воздушном, автомототранспорте, в том числе и на гужевом транспорте.
Нельзя квалифицировать по ст.300 УК, например, хулиганство совершенное в вагоне поезда, на водном или воздушном судне в процессе их движения, так как действия виновного не посягают в таких случаях на безопасность движения указанного вида транспорта. Виновный подлежит ответственности по ст.257 УК "Хулиганство".
Перечень нарушений правил разнообразен: переезд железнодорожных путей в ненадлежащем месте, неосторожное обращение с огнем в вагоне, на воздушном или морском судне, переход пешеходом дороги в ненадлежащем месте или перед близко идущим транспортом, выпас скота в полосе отчуждения железной дороги, несоблюдение правил велосипедистами, водителями гужевого транспорта, погонщиками скота.
Преступление считается оконченным с момента наступления предусмотренных ч.1 ст.300 УК последствий (причинение тяжкого вреда здоровью), в ч.2 рассматриваемой нормы – повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, а в ч.3 – по неосторожности смерть двух и более лиц. Между общественно опасным деянием и наступлением преступных последствий должна быть установлена причинная связь.
Субъектом преступления являются пассажиры, пешеходы и другие участники движения, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста (велосипедисты, погонщики скота, лица, двигающиеся на гужевом транспорте), кроме лиц, указанных в ст.ст.295 и 296 УК. В отдельных случаях ответственность по данной норме наступает и для водителей транспортных средств (за оставление громоздкого груза на проезжей части дороги, повлекшее последствия, предусмотренные ст.300 УК). За умышленное повреждение железнодорожных переездов, других дорожных сооружений, виновное лицо будет нести ответственность по ст.299 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Отсутствие предвидения указанных в диспозиции данной нормы последствий при наличии обязанности и возможности их предвидения свидетельствует о преступной небрежности.

Статья 301. Самовольная без надобности остановка поезда

Самовольная без надобности остановка поезда стоп-краном либо путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Общественная опасность преступления заключается в том, что самовольная без надобности остановка поезда угрожает безопасному функционированию железнодорожного транспорта, срыву графика движения поездов, преждевременному износу ходовой части локомотива, вагонов и т.п.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье потерпевших, либо отношения собственности.
Объективная сторона преступления характеризуется самовольной без надобности остановки поезда стоп-краном либо путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, повлекшим смерть человека или иные тяжкие последствия.
Под самовольной остановкой следует понимать экстренное торможение поезда без соответствующего разрешения работников железной дороги (машиниста, начальника поезда, проводника вагона и т.п.), которое не было вызвано особой необходимостью для пассажиров.
В законе указаны способы остановки: стоп-краном, путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом. К последним относятся: подача лицами, находящимися вне поезда сигналов об остановке (с помощью жезла, флажка, фонаря), подача ложных сигналов об опасности, блокировка движения с помощью включения запрещающего сигнала семафора.
Преступление следует считать оконченным с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий. К их числу относятся: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью одному или нескольким потерпевшим; наступление смерти; причинение крупного ущерба; повреждение путей сообщения; длительный перерыв движения транспорта; уничтожение или повреждение транспортируемых грузов и др. Между общественно опасным деянием и наступлением преступных последствий должна быть установлена причинная связь.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет, не являющееся работником железнодорожного транспорта. Если данное деяние будет совершено последним, то оно подлежит ответственности по ст.295 УК.
Нередко самовольная остановка поезда сопряжена с нарушением общественного порядка, сопровождающимся применением или угрозой применения насилия к пассажирам. В таких случаях виновный подлежит ответственности дополнительно и за хулиганство, по ст.257 УК.
Уголовная ответственность не наступает в случаях остановки поезда, совершенная в состоянии крайней необходимости (например, предотвращение угрозы для жизни и здоровья пассажиров, при обнаружении серьезных неисправностей, неполадок на поезде, в случае задержания преступника и т.п.).
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла к совершаемому деянию и наступившим последствиям. Виновный в самовольной без надобности остановке поезда к последствиям своего деяния может относиться и неосторожно. В целом данное преступление следует относить к числу умышленных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: