double arrow

Целе Нацок Рангдрол. Действительный смысл самосущей пробуждённости может быть классифицирован множеством способов, но здесь все они сводятся к двум: Трекчо и Тогалу


Действительный смысл самосущей пробуждённости может быть классифицирован множеством способов, но здесь все они сводятся к двум: Трекчо и Тогалу.

Что касается Трекчо, то для того, чтобы распознать присущее состояние — смысл воззрения естественного состояния — и отсечь недопонимания и сомнения, мастер должен объяснить, согласно соответствующим руководствам по медитации, следующие темы: вначале — как искать источник мышления, затем — как искать присущий образ ума, и в завершение — исследовать появление, нахождение и исчезновение. Это следует преподавать в сочетании с устными наставлениями, так, чтобы учение соотносилось с ментальными способностями учеников.

Обычные мирские обыватели (у которых нет каких-либо философских воззрений) не способны выбраться за пределы двойственной фиксации на привязанности, гневе и тупости, и поэтому им не дано постичь действительное воззрение.

Среди буддийских школ шраваки придерживаются воззрения четырёх благородных истин, включающих истины страдания, его происхождения, его прекращения и пути. Пратьекабудды придерживаются воззрения взаимозависимого происхождения в его прямом и обратном порядке. Бодхисаттвы считают явления относительными, а пустотность — абсолютом, а в качестве своей практики они используют пробуждённый ум в его аспектах ментального устремления и практического применения. И всё же последователи колесницы трансцендентных совершенств (парамит) могут постичь воззрение отсутствия Я только частично.

Практикующие Крия йогу придерживаются воззрения, что божества трёх семейств относятся к относительной истине, тогда как Абсолют — это чистота от четырёх крайностей. Последователи Упа (йоги) и Йога (тантры) считают всё проявляющееся — пять семейств, сто видов (будд) и прочее — относительной истиной, называя абсолютной истиной их пустотную природу.

Практикующие Маха йогу считают видимые формы и звуки, мандалу мирных и гневных божеств и прочее относительной истиной. Абсолютная истина находится за пределами возникновения, пребывания и исчезновения. Недвойственность этих двух аспектов — это неделимость двух истин. Последователи Ану йоги считают сущность ума, свободную от умопостроений, пространством, её безобъектное восприятие — пробуждённостью, а их недвойственность — великим блаженством.

Короче говоря, воззрения разнообразных колесниц Мантры содержат ограничения в виде умопостроений и в этом контексте не считаются реализацией действительного, истинного воззрения.

Хорошо, что же тогда действительное воззрение? Это ваше изначально чистое самоосознавание, несотворённая пробуждённость, изначальное состояние, превосходящее мысль, единое самосущее тигле, великое, изначально чистое пространство открытости.

Поскольку это воззрение спонтанно совершенно, с самого начала обладая природой пустотности, оно превосходит возникновение. Поскольку выражение восприятия непрерывно, оно служит основой манифестации всех явлений самсары и нирваны. Однако всё проявляющееся никогда не выходит за пределы сферы пустотности, так как в сущности всё это абсолютно чисто.

Это воззрение лежит за пределами таких характерных ограничений, как форма и цвет, добро и зло, существование и несуществование, постоянство и нигилизм. Природа воззрения — это ваша изначальная пробуждённость, превосходящая мысли и описания, не тронутая умопостроениями и интеллектуальными фиксациями вроде «она за пределами ограничений!» и тому подобных.

Чтобы постичь воззрение, необходимо освободиться от оков сомнений, ментальных построений, двойственных фиксаций и осознать естественное состояние в точности, как оно есть. Это происходит благодаря разнообразным наставлениям и указаниям вашего учителя, в частности — в силу получения глубоких и чудесных благословений. В действительности вам нечего постигать такого, что не имелось бы уже у того, кто постигает, или возникало бы как нечто вновь созданное. Напротив, это простое осознавание естественного облика вашей собственной пробуждённости.

Вы можете спросить: «Достаточно ли просто реализовать воззрение Трекчо, природу основы бытия?» Некоторые достойные люди с высшими способностями освобождаются одновременно с пониманием смысла этого воззрения. Однако для обычных людей одного распознавания оказывается недостаточно. В учении сказано, что все преходящие тенденции и омрачения должны быть исчерпаны и раствориться в основном пространстве явления. Как сказано в Сутре Очищения Кармы,

Бодхисаттва Нирвирана Вишкамбхин однажды спросил Благословенного:

«Какова природа вызревающей кармы?»

Будда ответил: «Природа её — присущая природа явлений».

Тогда он спросил вновь: «Если это так, то из этого следует, что все чувствующие существа свободны без усилий».

Будда ответил: «Нет, это нелогично. Так же, как масло не появляется до тех пор, пока не взбито молоко, а серебро не появляется, если не расплавить серебряную руду, так и живые существа не пробудятся, пока не будут практиковать и медитировать».

И вновь он спросил: «Если всё это — изначально природа явлений, то зачем им практиковать?»

Будда ответил: «Им необходимо практиковать, потому что необходимо очистить временное концептуальное мышление, подобное облакам, появляющимся в небе».

И вновь он задал вопрос: «Если концептуальное мышление является преходящим, то из этого следует, что оно сможет появиться вновь, когда будет достигнуто просветление».

Будда ответил: «По достижении просветления концептуальное мышление полностью уничтожается, так же, как оспа исчезает (навсегда) у излечившегося человека».

Будда внутри43


Сейчас читают про: