Человек как предмет естествознания
Концепции происхождения человека
Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.
Центральное место в комплексе естественно-научных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического' строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и со-циогенеза. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:
|
|
1) креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;
2) биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;
3) трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;
4) мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;
5) космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.