Известно немало идей древнегреческих государственных деятелей рассматриваемой эпохи, оставивших заметный след в мировой политической науке. Из таких теоретических положений наибольшее значение для дальнейшего развития политической теории и практики имели следующие.
1. «Народу дал я столько прав, - заметил афинский архонт Солон, - сколько было нужно для того, чтобы ни лишить его всякого значения, ни наделить его правами чрезмерно. Позаботился я также и о том, чтобы не было обидно знатным и богатым. Таким образом, покрывая могучим щитом обе стороны, я не допустил, чтобы одни были отданы на жертву другим... Если бы я захотел угождать всем партиям..., тогда наш город лишился бы многих граждан. Вследствие этого с самого начала я находился в таком положении, в каком находится волк среди множества собак». Отсюда ясно, что на собственном примере Солон подтвердил истинность в отношении политика известных слов своего современника, древнегреческого поэта VI в. до н.э. Феогнида Мегарского: «Не было, нет и не будет вовек человека такого, кто бы в Аид низошел, всем на земле угодив. Даже и Зевс, повелитель бессмертных и смертных, не может действовать так, чтоб зараз людям понравиться всем».
|
|
Солон, кроме того, утверждал: «Законы похожи на паутину: она опутывает животных малых и слабых, а большие, разрывая ее, улетают». Наконец, он предостерегал политических деятелей: «Заняв государственную должность, не выбирай себе дурных помощников; все, в чем они погрешат, припишется тебе как их начальнику».
2. Периандр, властитель Коринфа, дал такой совет Тразивулу, тирану Милета. Не сказав ничего послу, который был прислан к нему за советом, он ограничился тем, что в присутствии посла «сровнял поле, выдернув все выдающиеся на нем колосья». Когда посол, не осознавая цели, с которой это было сделано, рассказал о поступке Периандра Тразивулу, то последний понял, что суть совета заключается в следующем: «все люди, выступающие из общего уровня, должны быть удалены». Иными словами, в государстве должна присутствовать практика устранения выдающихся людей для того, чтобы они не смогли составить конкуренцию высшему политическому руководителю.
3. По мнению Пифагора, «мы нуждаемся в таком руководительстве, восставать против которого ни в каком отношении мы не хотели бы; а таким характером обладает руководительство, исходящее от Бога,... постоянно взирающего на нас и наблюдающего за образом жизни людей». Поэтому государственные деятели должны способствовать распространению среди народа религии.
4. Единовластитель линдский Клеобул адресовал политикам два требования:
|
|
«забывай вражду»;
«другу должно делать добро, дабы он был еще больше другом, а врагу - чтобы сделать его другом; тогда мы будем обеспечены против порицания друзей и козней врагов».
5. Хилон, первый спартанский эфор, считается автором двух знаменитых высказываний:
«имея власть в своих руках, будь снисходителен, дабы окружающие не столько рабски боялись тебя, сколько почитали»;
«тиран и у себя дома в опасности: я считаю счастливым того тирана, который умрет в своем доме естественной смертью».
Список литературы
1. Аристотель. Политика / Аристотель. М., 1893.
2. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства / Л.С. Васильев. М., 1983.
3. Вересаев В.В. Полн. собр. соч. Т. 10 / В.В. Вересаев. М., 1930.
4. Гесиод. Труды и дни / Гесиод. М., 1927.
5. Гомер. Илиада / Гомер. М., 1978.
6. Гомер. Одиссея / Гомер. М., 1981.
7. Гордиевич О. Солон и его стихотворения / О. Гордиевич. Варшава, 1877.
8. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А. Дробышевский. Красноярск, 1995.
9. Дробышевский С.А.. Политическая организация общества и право: историческое место и начало эволюции / С.А. Дробышевский. Красноярск, 1991.
10. Маковельский А.О. Досократики. Ч 1-3. / А.О. Маковельский. Казань, 1914, 1915, 1919.
11. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. 1-2 / П.Г. Редкин. СПб., 1889.
12. Bailey F.G. Stratagems and Spoils. A Social Anthropology of Politics / F.G. Bailey. N.Y., 1969.
Г Л А В А 3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ V-IV ВВ. ДО Н.Э.
В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
3.1. Древнекитайский мыслитель Конфуций