double arrow

Магическое число семь


Число идей, которое вы можете осмыслить за непродолжительный отре­зок времени, ограничено. Предел этот установлен способностями и возмож­ностями нашего сознания. Рассмотрим пример, подтверждающий эту мысль.

Допустим, вы решаете выйти из теплой, уютной гостиной на дождливую улицу, чтобы купить отчет о скачках. «Я думаю, что схожу и куплю журнал, — сообщаете вы своей жене. — Нам что-нибудь надо?»

«Как хочется винограда после этой рекламы, — говорит она, когда вы на­правляетесь к шкафу, чтобы надеть пальто. - Может быть, надо доку­пить молока». Вы достаете пальто из шкафа, а жена в это время прохо­дит на кухню.

«Дай-ка я посмотрю, достаточно ли у нас картошки. Да, кстати, у нас закон­чились яйца. Так, посмотрим. Картошку надо купить». Вы надеваете пальто и подходите к двери.

«Морковь тоже! — кричит жена вдогонку. — Немного апельсинов...» Вы от­крываете дверь. «Масло». Вы спускаетесь с крыльца. «Яблоки». Вы садитесь в автомобиль. «И сметану». «Это все?» — спрашиваете вы и слышите в от­вет: «Да, дорогой!»

А теперь, не перечитывая этот возможный диалог, сможете ли вы вспом­нить, какие именно продукты просила купить вас жена? Большинство мужчин после такого разговора вернется домой с отчетом о скачках и виноградом.

Главная проблема, с которой вы столкнулись в примере, - как запомнить все нужное? Она напрямую связана с магическим числом семь. Эта фраза «магическое число семь» отчеканена Джорджем А. Миллером в эссе «Магичес­кое число семь, плюс или минус два». Именно в этом труде Миллер указывает на то, что разум может удерживать в кратковременной памяти не более семи предметов в один момент времени. Некоторые люди могут оперировать сра­зу девятью, в то время как другие -лишь пятью (я сама - увы, только пятью). Еще быстрее мы запоминаем три предмета, но, конечно же, легче всего нам запом­нить один.




Это означает следующее. Разум, имея дело с растущим количеством пред­метов или понятий, как только их число становится больше четырех или пяти, начинает объединять эти предметы в логические группы, категории, чтобы удер­жать их в памяти. В приведенном выше примере можно было бы легко объеди­нить продукты в категории по отделам супермаркета, в которых они прода­ются.

Чтобы убедиться в том, как эффективен такой прием, прочитайте список продуктов ниже, разбейте его на группы по отделам. Весьма вероятно, вы об­наружите, что, объединив продукты по отделам супермаркета, запомнили их все.


ВИНОГРАД АПЕЛЬСИНЫ

МОЛОКО МАСЛО

КАРТОФЕЛЬ ЯБЛОКИ

ЯЙЦА СМЕТАНА
МОРКОВЬ

Если вы постараетесь наглядно изобразить этот процесс, то увидите, как вы подсознательно создаете совокупность пирамидок из логически связанных предметов (продуктов).






Сейчас читают про: