| Точечная эластичность спроса по цене – безразмерная величина, отражающая процентное изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены этого товара: |

| Если цена увеличивается или уменьшается в значительной мере, применяют коэффициент дуговой эластичности, оценивающий эластичность спроса в серединной точке |
| Эластичность характеризует чувствительность спроса на продукт к изменению цены |
Графическое определение коэффициента
эластичности спроса по цене
Доказательство (для случая а):

Чем кривая спроса более пологая, тем выше показатель эластичности спроса по цене:
| Абсолютно эластичный спрос (Perfectly Elastic) |
| Абсолютно неэластичный спрос (Perfectly Inelastic) |
| Относительно эластичный спрос (Elastic) |
| Относительно неэластичный спрос (Inelastic) |
Зависимость дохода продавца от эластичности спроса
| Динамика цены | Эластичный спрос | Спрос с единичной эластичностью | Неэластичный спрос |
| Цена возрастает | Выручка уменьшается | Выручка неизменна | Выручка возрастает |
| Цена снижается | Выручка возрастает | Выручка уменьшается |
Эластичность спроса по доходу
| I (income) – доход Q (quantity) – объем спроса |
Показывает, на сколько процентов изменится количество спрашиваемого товара в результате 1%-ного изменения величины дохода.

Спрос на товары в начальный период реформ в России
(1990 = 100%) | Инфериорные товары – это товары, спрос на которые возрастает при снижении доходов населения Не путать с товарами Гиффена! |
| Перекрёстная эластичность спроса позволяет оценить, на сколько процентов изменится спрашиваемое количество товара x в результате однопроцентного изменения цены товара y |
Перекрёстная эластичность 
| Комплиментарные (взаимодополняемые)блага |
| · коэффициент перекрёстной эластичности спроса – величина отрицательная, так как изменения цены и объема спроса в данном случае разнонаправлены. · По своему абсолютному значению (т.е. по модулю) коэффициент перекрёстной эластичности тем больше, чем больше взаимодополняемость двух благ. |
U XUEX5yDIA20fVBUb0oOQ4x5TlurIY6BuJNEP5RBFm6aR5sByqasDUmv12OM4k7hptf1FSY/9XVD3 cweWUyI/KZRnOZ3NwkBEYza/ydCwl57y0gOKIVRBPSXjduPHIdoZK5oWXzo1xB1KuhWR7ZesjgVg D0cRjvMWhuTSjlEvf4X1MwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAOTJBITeAAAACwEAAA8AAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAMhu9IvENkJC7TlhaWspWmE0zaidPKuGeNaSsapyTZ1r096WmcbMuf fn8uNqPp2Rmd7yxJSBcJMKTa6o4aCYfP3XwFzAdFWvWWUMIVPWzK+7tC5dpeaI/nKjQshpDPlYQ2 hCHn3NctGuUXdkCKu2/rjApxdA3XTl1iuOn5U5Jk3KiO4oVWDbhtsf6pTkZC9ls9zz6+9Iz21927 q43Q24OQ8vFhfHsFFnAMNxgm/agOZXQ62hNpz3oJIluuIyphLmKdgORFpMCOU7dMgZcF//9D+QcA AP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRl bnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8B AABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBerXr3MQIAAF0EAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4C AABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDkyQSE3gAAAAsBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAA AIsEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAlgUAAAAA ">
| Товары –субституты (взаимозаменяемые) |
| · коэффициент перекрёстной эластичности спроса – величина положительная, так как изменения цены и объема спроса единонаправлены · По своему абсолютному значению (т.е. по модулю) коэффициент перекрёстной эластичности тем больше, чем больше взаимозаменяемость двух благ. |
G AAAAAAQABADzAAAA8AUAAAAA " stroked="f">
| Ценовые факторы спроса Действие ценовых факторов спроса, то есть изменение цены данного блага служит причиной изменения объёма спроса. Изменение объёма (величины) спроса означает передвижение из одной точки в другую той же самой кривой спроса. |
| Неценовые факторы спроса Действие неценовых факторов проса приводит к изменению в спросеи выражается смещением всей кривой спроса либо вправо – увеличение спроса, либо влево – уменьшение спроса. |
1.1.3 Ценовые и неценовые факторы спроса | Неценовые факторы спроса: -вкусы и предпочтения потребителей; -число покупателей на рынке; -цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; -изменения в доходе потребителей; -ожидание будущего изменения цен и доходов. |
| Ценовые факторы спроса: - Эффект дохода - Эффект замещения Влияют на величину спроса. Объясняют характер кривой спроса. |
1.2 Отраслевое рыночное предложение
| Функцией предложения (S, supply) называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: Qsa = f (Pa, Pb, … Pz, R, K, C, X, …) где: Pa – цена товара А; Qsa - объем предложения товара А в единицу времени; 1.2.1 Неценовые факторы предложения Все, что влияет на и удельные издержки производителей товара Pb – Pz - цены данного и остальных товаров; R - доступность производственных ресурсов; K - характер применяемой технологии; С - налоги и дотации: X..., - природно-климатические и прочие условия. |
| Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее уменьшении. |