Ценовая эластичность спроса. Точечная эластичность спроса по цене – безразмерная величина, отражающая процентное изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены

Точечная эластичность спроса по цене – безразмерная величина, отражающая процентное изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены этого товара:

Если цена увеличивается или уменьшается в значительной мере, применяют коэффициент дуговой эластичности, оценивающий эластичность спроса в серединной точке

Эластичность характеризует чувствительность спроса на продукт к изменению цены


Графическое определение коэффициента
эластичности спроса по цене

P
PB
QB
QP
а)
B
A
C
α
β
P
PM
QM
QP
б)
M
L
N
|eD|(B)=BC/AB
|eD|(M)=MN/ML

Доказательство (для случая а):

Чем кривая спроса более пологая, тем выше показатель эластичности спроса по цене:

P
QP
D
EP=∞
Абсолютно эластичный спрос (Perfectly Elastic)
P
QP
D
EP=0
P
QP
D
P
QP
D
Абсолютно неэластичный спрос (Perfectly Inelastic)
Относительно эластичный спрос (Elastic)
Относительно неэластичный спрос (Inelastic)

Зависимость дохода продавца от эластичности спроса

Динамика цены Эластичный спрос Спрос с единичной эластичностью Неэластичный спрос
Цена возрастает Выручка уменьшается Выручка неизменна Выручка возрастает
Цена снижается Выручка возрастает Выручка уменьшается

Эластичность спроса по доходу

I (income) – доход Q (quantity) – объем спроса
Показывает, на сколько процентов изменится количество спрашиваемого товара в результате 1%-ного изменения величины дохода.

 
Спрос на товары в начальный период реформ в России
(1990 = 100%)

Инфериорные товары – это товары, спрос на которые возрастает при снижении доходов населения Не путать с товарами Гиффена!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
а) Инфериорные товары
б) Нормальные товары
хлеб картофель доходы
мясо фрукты доходы
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перекрёстная эластичность спроса позволяет оценить, на сколько процентов изменится спрашиваемое количество товара x в результате однопроцентного изменения цены товара y
Перекрёстная эластичность

Комплиментарные (взаимодополняемые)блага
· коэффициент перекрёстной эластичности спроса – величина отрицательная, так как изменения цены и объема спроса в данном случае разнонаправлены. · По своему абсолютному значению (т.е. по модулю) коэффициент перекрёстной эластичности тем больше, чем больше взаимодополняемость двух благ.
U XUEX5yDIA20fVBUb0oOQ4x5TlurIY6BuJNEP5RBFm6aR5sByqasDUmv12OM4k7hptf1FSY/9XVD3 cweWUyI/KZRnOZ3NwkBEYza/ydCwl57y0gOKIVRBPSXjduPHIdoZK5oWXzo1xB1KuhWR7ZesjgVg D0cRjvMWhuTSjlEvf4X1MwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAOTJBITeAAAACwEAAA8AAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAMhu9IvENkJC7TlhaWspWmE0zaidPKuGeNaSsapyTZ1r096WmcbMuf fn8uNqPp2Rmd7yxJSBcJMKTa6o4aCYfP3XwFzAdFWvWWUMIVPWzK+7tC5dpeaI/nKjQshpDPlYQ2 hCHn3NctGuUXdkCKu2/rjApxdA3XTl1iuOn5U5Jk3KiO4oVWDbhtsf6pTkZC9ls9zz6+9Iz21927 q43Q24OQ8vFhfHsFFnAMNxgm/agOZXQ62hNpz3oJIluuIyphLmKdgORFpMCOU7dMgZcF//9D+QcA AP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRl bnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8B AABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBerXr3MQIAAF0EAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4C AABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDkyQSE3gAAAAsBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAA AIsEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAlgUAAAAA ">
Товары –субституты (взаимозаменяемые)
· коэффициент перекрёстной эластичности спроса – величина положительная, так как изменения цены и объема спроса единонаправлены · По своему абсолютному значению (т.е. по модулю) коэффициент перекрёстной эластичности тем больше, чем больше взаимозаменяемость двух благ.


G AAAAAAQABADzAAAA8AUAAAAA " stroked="f">

Ценовые факторы спроса Действие ценовых факторов спроса, то есть изменение цены данного блага служит причиной изменения объёма спроса. Изменение объёма (величины) спроса означает передвижение из одной точки в другую той же самой кривой спроса.
Неценовые факторы спроса Действие неценовых факторов проса приводит к изменению в спросеи выражается смещением всей кривой спроса либо вправо – увеличение спроса, либо влево – уменьшение спроса.
1.1.3 Ценовые и неценовые факторы спроса

Неценовые факторы спроса: -вкусы и предпочтения потребителей; -число покупателей на рынке; -цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; -изменения в доходе потребителей; -ожидание будущего изменения цен и доходов.
Ценовые факторы спроса: - Эффект дохода - Эффект замещения Влияют на величину спроса. Объясняют характер кривой спроса.
P
Q
P2
P1
 
Q2
Q1
D
D
A
P
Q
P1
 
Q0
A0
Q1
Q2
A1
A2

1.2 Отраслевое рыночное предложение

Функцией предложения (S, supply) называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: Qsa = f (Pa, Pb, … Pz, R, K, C, X, …) где: Pa – цена товара А; Qsa - объем предложения товара А в единицу времени; 1.2.1 Неценовые факторы предложения Все, что влияет на и удельные издержки производителей товара Pb – Pz - цены данного и остальных товаров; R - доступность производственных ресурсов; K - характер применяемой технологии; С - налоги и дотации: X..., - природно-климатические и прочие условия.


Закон предложения: объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее уменьшении.
P
Q
P2
P1
 
Q1
Q2
S
S


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: