double arrow

Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке

Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь

Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям:трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизацииэкономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.

Для Республики Беларусь был характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:

· высокий уровень концентрации производства (на среднем промыш-

ленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. – 1010 человек, в 1992 г. – 854 чел.;

· не получившая развития диверсификация производства (отдельные

виды продукции производятся на 1 – 4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70 % всего выпуска);

· ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и эконо-

мическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;

· замедленные темпы приватизации;

· отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной кон-

куренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;

· смещение антимонопольного регулирования на периферию государст

венного регулирования;

· нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая

база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;

· ведомственные интересы отраслевых органов управления.

Система и органы антимонопольного регулирования в тот период были сформированы нa фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:

· разработка и осуществление совместно с органами государственного

управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;

· контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Рес-

публики Беларусь;

· содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринима-

тельства.

В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций,подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед Министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи:противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», принятым 24 сентября 2001 г., функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции, возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Министерство экономики в настоящее время обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь.

Деятельность государства в лице органов государственного управления, направленная на развитие конкуренции и препятствующая монополизации рынков, осуществляется через систему экономических и организационных мер и находит свое отражение в государственной антимонопольной политике.

На современном этапе развития белорусской экономики государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкурентной среды. Она должна способствовать снижению и ликвидации административных экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы конкурентная политика и антимонопольное регулирование должны обеспечить создание условий для свободной добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

· предупреждения, ограничения и пресечения монополистической

деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;

· пресечения недобросовестной конкуренции;

· контроля за экономической концентрацией на товарных рынках;

· совершенствования государственного регулирования деятельности

субъектов естественных монополий.

В области конкурентной политики и антимонопольного регулирования предусматриваются:

· создание и совершенствование законодательной базы в сферах

естественных монополий, недобросовестной конкуренции;

· выработка подходов и методов по предупреждению и пресечению зло

употреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов;

· выявление картельных соглашений;

· защита прав потребителей;

· возникновение системы судебных прецедентов. Особое внимание пре-

дусматривается уделить выявлению и борьбе с реальными формами монополистического проявления – созданию барьеров входа на товарные рынки новых хозяйствующих субъектов, ограничению свободы конкуренции действующих на рынке хозяйствующих субъектов, прямому или косвенному установлению монопольных цен, изъятию товаров из обращения, ограничению производств имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарных рынках;

· создание механизма, ориентированного на стимулирование и поддер-

жание конкурентных отношений на товарных и финансовых рынках, использование подходов и методов по оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках, выявление целесообразности и форм воздействия на изменение ситуации в процессе ее формирования;

· предупреждение, ограничение и пресечение нарушений антимоно-

польного законодательства, пресечение монополизма, связанного с различного рода объединениями, созданием новых и реорганизацией хозяйствующих субъектов, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности действующих на товарных рынках субъектов.

Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, представленное серией законодательных и нормативных актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, сговоров и соглашений на рынке, подрывающих конкуренцию.

Отправным началом и основой формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции,принятый в 1992 году. Законом определены организационные и правовые основы пресечения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, создания и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Закон отражает специфику белорусского антимонопольного законодательства и показывает, что антимонопольная деятельность является необходимой составной частью рыночных преобразований в республике, обеспечивает возможность их эффективного осуществления.

Закон содержит ключевые понятия,связанные с его содержанием и механизмом реализации:

· республиканский товарный рынок – сфера обращения товаров, услуг,

ценных бумаг и инвестиций в пределах границ Республики Беларусь;

· местный товарный рынок – сфера обращения товаров, услуг, ценных

бумаг и инвестиций в пределах границ административно-территориальных единиц;

· хозяйствующие субъекты – юридические лица всех форм собственно-

сти, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность;

· органы управления – исполнительные и распорядительные органы го-

сударственного управления республиканского и местного уровней, а также союзы, ассоциации, концерны и другие объединения, которым хозяйствующие субъекты частично или полностью делегировали права действий на рынке. Союзы, ассоциаций, концерны и другие объединения могут рассматриваться и как органы управления, и как хозяйствующие субъекты.

Законом определена сфера применения антимонопольного законодательства: закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, органы управления, должностные лица в процессе деятельности на республиканском и местных товарных рынках, включая кредитно-денежные и валютные. Закон применяется к правоотношениям хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц, приводящим к ограничению конкуренции на товарных рынках или другим отрицательным последствиям.

Действие Закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда эти права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

Закон рассматривает как разновидности монополистической деятельности акты и соглашения, ведущие к ограничению конкуренции:

· соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие

конкуренцию;

· злоупотребления доминирующим положением на рынке;

· формы недобросовестной конкуренции.

Закон устанавливает меры государственного воздействия, ограничивающие, пресекающие и предупреждающие монополистическую деятельность: государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; их разукрупнение (разделение); государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов и органов управления, а также за созданием холдинговых компаний, приобретением акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов. В законе определены круг полномочий антимонопольных органов по развитию товарных рынков и конкуренции, ответственность за нарушение закона.

В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

· определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на

товарных рынках Республики Беларусь;

· порядок формирования и ведения Государственного регистра хозяйст-

вующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;

· порядок согласования условий преобразования государственных, госу-

дарственных унитарных, относящихся к республиканской собственности и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных ранках, в открытые акционерные общества;

· правила проведения государственного антимонопольного контроля

за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

· порядок согласования условий преобразования государственных, госу-

дарственных унитарных, относящихся республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение натоварных рынках, в открытые акционерные общества;

· порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимоно-

польного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

· порядок проведения государственного антимонопольного контроля за ре-

организацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

· порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согла-

сованных действий) о ценах;

· порядок выявления монопольных цен;

· порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответст-

вия положений соглашения ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

· порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимоно-

польного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

· порядок применения мер, направленных на устранение нарушений анти-

монопольного законодательства.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе и сегодня остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методе государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением натоварных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

Важную роль в системе антимонопольного регулирования играют законы Республики Беларусь «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Принятый в ноябре 1993 г. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан – потребителей товаров. Закон распространяется на отношения потребителей с предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также с гражданами-предпринимателями. Закон Республики Беларусь «О рекламе»(1997) обозначил основные понятия в области рекламной деятельности, сферу применения закона, обосновал общие и специальные требования к рекламе, определил права и обязанности рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопроизводителей, установил формы контроля за рекламной деятельностью, а также ответственность за нарушение настоящего закона.

Формирование и совершенствование законодательной базы антимонопольного регулирования в республике – длительный процесс, связанный с реализацией общих принципов формирования рыночной среды: вносятся изменения и дополнения в действующие законодательные акты, разрабатываются новые законопроекты, положения, нормативные документы.

Для реализации антимонопольного регулирования принципиально важна характеристика товарных рынков – их границ и объемов. Для установления параметровтоварного рынка используются количественные и качественные показатели:

· состав покупателей и продавцов;

· товарные границы рынка;

· географические границы рынка;

· емкость товарного рынка;

· доля хозяйствующего субъекта на рынке;

· рыночная сила хозяйствующего субъекта.

Для установления параметров товарных рынков используются различные информационные источники: государственная статистика, данные хозяйствующих субъектов, выборочных опросов покупателей, ведомственных и независимых информационных центров, товароведческой экспертизы.

При определении состава покупателей и продавцовучитываются все группы покупателей, приобретающих конкретный товар, и все продавцы, функционирующие на товарном рынке, причем выявляются не только фактически действующие, но и потенциальные продавцы и покупатели.

Определение границ товарного рынкавключает в себя: определение изучаемого товара по показателям, характеризующим его потребительские свойства, уровень новизны, условия реализации, удовлетворение спроса; определение товаров-заменителей по критериям взаимозаменяемости и формирование товарной группы, т. е. группы товаров, рынки которых расцениваются как один товар. Географические границы товарного рынка – это сфера обращения товара и его заменителей, определяемая экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Выделяют республиканский и местный товарные рынки.

Основными признаками единого географического рынка являются: во-первых, возможность перемещения спроса по территории, которая определяется доступностью транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначительностью транспортных расходов; во-вторых, возможность перемещения товара между территориями единого географического рынка при незначительных дополнительных издержках на транспортировку при сохранении качества и потребительских свойств товара, отсутствии на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз товара, сопоставимости цен на соответствующие товары внутри рынка.

Объем товарного рынкаопределяется общим объемом реализации товара в пределах границ географического рынка. Объем реализации определяется в стоимостных и натуральных показателях как сумма реализации товара на данном рынке всеми продавцами:

, (23)

где V4- общийобъем реализации товара;

Oij - объем реализации i-товара конкретного продавца на/-ой территории.

Если данные об объемах реализации отсутствуют, объем рынка определяется путем расчета по формуле:

(24)

где V –объем рынка;

Пjj – объем производства i-товара на j-ойтерритории рынка местными товаропроизводителями;

Вbij – объем ввоза i-товара на j-ой территории рынка;

Ввывij – объем вывоза i-товара за пределы j-ой территории.

Доля хозяйствующего субъекта-продавца (Д) на товарном рынке определяется как отношение реализованной им продукции (О) к объему рынка (V):

(25)

При оценке рыночной силыхозяйствующего субъекта необходимо учитывать следующие факторы:

· доступ к сырью и рынкам сбыта готовой продукции;

· условия доступа доминирующего хозяйствующего субъекта и его конку-

рентов к технологии производства данного продукта;

· формы использования прав на промышленную собственность (патентов,

лицензий, торговых знаков и т.д.);

· возможность монопольного ценообразования и установление необосно-

ванно высоких цен;

· наличие соглашений между конкурентами по поставкам необходимых то-

варов, услуг, прав на использование патентов, ноу-хау и т. д.;

· позиция за пределами данного географического рынка, в том числе на

мировом рынке.

Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость использовать количественную оценку уровня монополизации, с помощью которой можно определить степень присутствия монополиста на рынке и возможности его монопольной власти, другими словами - доминирующее положение на рынке.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, которое дает ему возможность самостоятельно или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию. Доминирующее положение само по себе не является предосудительным, речь идет о злоупотреблении доминирующим положением. Вместе с тем оно обеспечивает хозяйствующему субъекту возможность препятствовать эффективной конкуренции. Используя силу своей власти на соответствующем рынке, он может вести себя совершенно независимо от конкурентов, а также покупателей и потребителей: завышать цены, устранять конкурента, препятствовать вхождению на рынок новых конкурентов, ограничивать поставки и т. д.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов), доля которого на товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую соответствующими органами государственного управления. Факт доминирования устанавливается применительно к конкретному товарному рынку, на котором и анализируется положение хозяйствующего субъекта. При этом изучаются границы товарного рынка и способность хозяйствующего субъекта (или группы хозяйствующих субъектов) злоупотреблять доминирующим положением.

В разных странах устанавливаются свои пороговые значения, по которым определяется доминирующее положение. В Германии это 1/3 рынка для одного предприятия, более 50 % – для двух, 2/3 – для трех предприятий; в Японии – более 50 % для одного предприятия, более 75 % – для двух предприятий; в Англии и Франции для одного предприятия – 25 %.

В мировой практике известны различные способы измерения монопольной власти: коэффициент А. Лернера, индекс Харфиндела - Хиршмана и другие. Коэффициент А. Лернера (L) рассчитывается по формуле:

, (26) (26)

где Р – монопольная цена;

МС – предельные издержки.

Его величина колеблется от 0 до 1. Чем ближе коэффициент к 1, тем больше монопольная власть хозяйствующего субъекта. Если L = 0, то имеет место свободная конкуренция.

Индекс Харфиндела Хиршмана (ИХХ) представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий и определяется по формуле

, (27)

где X –доля i- фирмы на рынке (в %);

n– общее число фирм.

В Республике Беларусь доминирующее положение на рынке определяется в соответствии с рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. При его установлении основываются на следующих характеристиках хозяйствующего субъекта:

· отсутствие конкурента на рынке соответствующего товара;

· способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным

производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) данного товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;

· способность ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъек-

тов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и др.);

· способность сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок

сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, заключении договоров и соглашений о поставках.

Наличие одного или нескольких из перечисленных признаков является условием для признания доминирующего положения на рынке. Достаточным же условием для признания доминирующего положения является установление факта, что доля хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на данном товарном рынке определенного товара превышает установленную предельную величину.

В Республике Беларусь доминирующее положение хозяйствующих субъектов на товарных рынках определяется в соответствии с инструкцией, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 275.

При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке используют показатели:

· объем произведенной продукции в натуральном и стоимостном выра-

жении;

· объем реализованной продукции – всего и в том числе на данном то-

варном рынке (республиканском, местном);

· объем ввоза (включая импорт) данного товара на соответствующий

рынок (республиканский, местный);

· объем вывоза (включая экспорт) данного товара за пределы соответст-

вующего рынка (республиканского, местного);

· рентабельность продукции;

· количество хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенную

продукцию на данный товарный рынок.

Могут быть использованы и другие показатели, отражающие специфику товара, особенности его производства и реализации. При этом необходимо учитывать и возможность объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов. Это имеет место тогда, когда на рынке хозяйствующие субъекты в отдельности не имеют возможности злоупотреблять своим положением, но при объединении в группы и заключении между собой соглашения они ее получают.

Таким образом, при определении доминирующего положения на товарном рынке следует учитывать, во-первых, наличие олигополистической структуры рынка и, во-вторых, возможность соглашений между хозяйствующими субъектами, ограничивающих конкуренцию. В условиях олигополистической структуры рынка устанавливается предельная доля на рынке для группы хозяйствующих субъектов и учитываются все признаки, характеризующие доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта (при этом анализируются соглашения и появившаяся в результате их возможность доминирования).

Количественная оценка доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) дается на основе комплексного показателя, рассчитываемого по формуле:

(28)

где N – количество хозяйствующих субъектов на товарном рынке (i = 1, N);

К –количество видов взаимозаменяемых товаров (j - 1, К);

dij – доля i-ro хозяйствующего субъекта по реализации j-го товара на товарном рынке;

Пу – объем j-ой продукции, реализованный i-ым предприятием на товарном рынке.

Как правило, объем продукции исчисляется в натуральном выражении. Эij – объем j-ой продукции i-го предприятия, реализованный за пределами соответствующего товарного рынка; Иij - объем j-ой продукции, ввезенной и реализованной на данном товарном рынке. Рассчитанный показатель сравнивается с минимальными предельными величинами, приведенными в соответствующих таблицах (табл. 6.1, 6.2). При превышении расчетного показателя предельной минимальной величины устанавливается факт доминирования. Шкалы минимальных предельных величин разработаны:

а) для хозяйствующих субъектов – производителей продукции (услуг), кроме продукции производственно-технического назначения;

б) для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-технического назначения.

Таблица 6.1.

Количество хозяйствующих субъектов, поставляющих производственную продукцию на товарный рынок Значение минимальной предельной величины, %
один
два
три
четыре

Таблица 6.2

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих производственную продукцию на товарный рынок Значение минимальной %
один
два
три
четыре

Сейчас читают про: