double arrow

К поступлению в дошкольное учреждение)

1. Преобладающее настроение Вашего ребенка:

— бодрое или подавленное;

— уравновешенное или раздраженное;

— неустойчивое.

2. Характер засыпания:

— быстрый, в течение 10 минут;,

— медленный;

— очень медленный.

Если Ваш ребенок не может уснуть без каких-либо дополни­тельных воздействий, отметьте это, например: без соски, укачи­вания, колыбельной.

3. Характер и длительность сна:

— спокойный;

— неспокойный;

— длительность соответствует возрасту;

— длительность не соответствует возрасту.

4. Аппетит ребенка:

— хороший;

— избирательный;

— неустойчивый;

— плохой.

5. Отношение ребенка к высаживанию на горшок:

— положительное;

— отрицательное.

6. Навыки опрятности:

— просится на горшок;

— не просится на горшок, но бывает сухой;

— не просится, ходит мокрый.

7. Нежелательные привычки:

— сосет палец или пустышку;

— раскачивается, когда сидит или стоит;

— другое (укажите, что именно).

Если у Вашего ребенка есть особенности поведения, о кото­рых стоит знать воспитателю, напишите об этом.

Список рекомендуемой литературы

Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. М.: ТЦ Сфера, 2003.


Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работаю­щих с детьми раннего возраста: Метод, пособие. СПб., 2002.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2006.

Диагностика психического развития детей раннего возраста (Н.А. Рычковой) / Детская практическая психология. М., 2001.

Комратова Н.Г., Грибова Л. Ф. Социально-нравственное воспи­тание детей 3—4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Лютова Е.К., Могшна Г. Б. Тренинг общения с ребенком (пери­од раннего детства). СПб., 2002.

Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. СПб., 2002.

Мулъко И. Ф Социально-нравственное воспитание детей 5—7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Печора К.Л., Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведе­нием детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: Метод, рек. М., 2001.

Ронъжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2003.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи до­школьников. М., 2004.

Степанов С. С. Азбука детской психологии. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Степанова О.А. Организация логопедической работы в детском образовательном учреждении. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Тарасов М.А. Коррекция социального и речевого развития де­тей 3—7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.


ПИСЬМА МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ

от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4

«Об учителях-логопедах и педагогах-психологах

учреждений образования»

См. Рекомендации об условиях оплаты труда работников образо­вательных учреждений, направленные письмом Министерства обра­зования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96

В связи с многочисленными обращениями руководящих и пе­дагогических работников учреждений образования по вопросам оплаты труда, продолжительности отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и др. учителям-логопедам и педагогам-психологам Министерство общего и профессионального образования Россий­ской Федерации сообщает следующее.

Ставка заработной платы учителей-логопедов всех образова­тельных учреждений, независимо от их ведомственной подчинен­ности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неде­лю, а педагогов-психологов — за 36 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учи­телям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-пе­дагогических консультаций, являющихся самостоятельными уч­реждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристи­кой по должности педагога-психолога, согласованной с Минтру­дом России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Гос­комвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7—14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7—12 разряды устанавливают­ся в зависимости от образования и стажа педагогической работы или стажа работы по специальности (т.е. если, кроме педагоги­ческого стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот, и другой стаж), а 12—14 разряды — в зависимости от квали­фикационной категории, полученной по результатам аттестации.


На основании тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом Рос­сии (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомву­за России от 31 августа 1995 г. № 463/1268, оплата труда учите­лей-логопедов осуществляется в диапазоне 8—14 разрядов Еди­ной тарифной сетки. При этом 8—12 разряды учителям-логопе­дам образовательных учреждений устанавливаются в зависимости от наличия высшего дефектологического образования и стажа педагогической работы, а 12—14 разряды — в зависимости от квалификационной категории, установленной в результате ат­тестации. Кроме того, оплата труда по 12 разряду учителей-лого­педов психолого-медико-педагогических консультаций может производиться при наличии высшего профессионального обра­зования и стажа работы в ПМК не менее 3 лет, по 13 разряду — при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 5 лет, по 14 разряду — при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 10 лет.

Согласно письму Минюста РФ от 18 сентября 2003 г. № 07/9452-ЮД постановлению Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 от­казано в государственной регистрации.

В то же время пунктом 7 общих положений Тарифно-квали­фикационных характеристик (требований) по должностям ра­ботников учреждений образования Российской Федерации уста­новлено, что лицам, не имеющим соответствующих образова­ния или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опы­том и выполняющим качественно и в полном объеме возложен­ные на них должностные обязанности, по рекомендации аттес­тационной комиссии учреждения в порядке исключения может быть установлен такой же разряд по оплате труда (до 12 разряда включительно), как и лицам, имеющим требуемые образование и стаж работы.

Пунктом 3.2 Типового положения об аттестации педагогиче­ских и руководящих работников государственных, муниципаль­ных учреждений и организаций образования Российской Федера­ции, утвержденного приказом Министерства образования Рос­сийской Федерации от 17.06.93 № 256, предусмотрено, что работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня об­разования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.


Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России), за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников по­вышаются на 15—20 процентов.

Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с деть­ми, имеющими отклонения в развитии.

За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15— 20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опор­но-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

В соответствии с п. 57 Инструкции о порядке исчисления за­работной платы работников просвещения, утвержденной при­казом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94, повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреж­дениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, образуют новые ставки заработной платы при всех расчетах, связанных с оплатой труда.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 54, п. 4) образовательному учреждению предоставлено право в пре­делах имеющихся у него средств на оплату труда работников дан­ного образовательного учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Продолжительность отпуска учителей-логопедов, в том числе учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консульта­ций, составляет 56 календарных дней. Педагоги-психологи, рабо­тающие в школах, школах-интернатах, детских домах, учрежде­ниях начального и среднего профессионального образования, в специальных дошкольных образовательных учреждениях и в пси­холого-медико-педагогических консультациях, пользуются отпус­ком продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-пси-


хологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общего вида, имеют отпуск в 42 календарных дня (основание: постановление Правительства Российской Федерации от 13 сен­тября 1994 г. № 1052).

Статьей 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельностью в шко­лах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Список профессий и должностей работников народного об­разования, педагогическая деятельность которых в школах и дру­гих учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № 953).

В указанный Список не включены педагоги-психологи и мно­гие другие педагогические работники.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден новый список должно­стей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж: рабо­ты, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по ста­рости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в госу­дарственных и муниципальных учреждениях для детей.

В целях сокращения поступления писем по вышеуказанным вопросам от учителей-логопедов и педагогов-психологов просим довести настоящее письмо до руководителей учреждений образо­вания для ознакомления педагогических работников.

В.А. Галанов

Заместитель министра

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ

от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руковод­ства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образо­вательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-


социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педа­гогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобра­зования России, подразделения вузов, учебно-методические ка­бинеты и центры органов управления образованием и другие уч­реждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной под­готовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развиваю­щую, коррекционную, диагностико-аналитическую, эксперт-но-консультационную, учебно-воспитательную, профилакти­ческую, культурно-просветительскую и организационно-мето­дическую.

Руководителям государственных и муниципальных образова­тельных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

— на индивидуальную и групповую профилактическую, диаг­
ностическую, консультативную, коррекционную, развива­
ющую, учебную, просветительскую работу с обучающими­
ся, воспитанниками; на экспертную, консультационную
работу с педагогическими работниками и родителями (за­
конными представителями) по вопросам развития, обуче­
ния и воспитания детей в образовательном учреждении; на
участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме
образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает
18 часов в неделю;

— остальное время в пределах установленной педагогу-психо­
логу продолжительности рабочего времени приходится на
подготовку к индивидуальной и групповой работе с обуча­
ющимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобще­
ние полученных результатов; подготовку к экспертно-кон-
сультационной работе с педагогическими работниками и
родителями обучающихся, воспитанников; организацион­
но-методическую деятельность (повышение личной профес­
сиональной квалификации, самообразование, супервизор-
ство, участие в методических объединениях практических
психологов, заполнение аналитической и отчетной докумен­
тации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреж­дении (при обеспечении администрацией образовательного уч­реждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психоло-


га), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных про­верок в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях рекомендуется использовать установленное распреде­ление рабочего времени педагога-психолога.

Письма Минобразования России от 01.03.99 № 3 и от 01.03.2000 № 27/970-6 «Об использовании рабочего времени педагога-пси­холога образовательного учреждения» считать утратившими силу.

Е.Е.Чепурных

Заместитель министра

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ

от 14 декабря 2000 г. № 2

«Об организации работы логопедического пункта

общеобразовательного учреждения»

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок орга­низации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразо­вательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном уч­реждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (осо­бенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое


недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фо­нематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обуча­ющиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразова­тельных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регист­рируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопе­дический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегис­трированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городско­го общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сель­ского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме со­гласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производит­ся в течение всего учебного года после устранения у них наруше­ний в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера на­рушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и мес­тонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как пра­вило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуще­ствляться во время уроков (кроме уроков русского языка и мате­матики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нару­шения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;


с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и пись­ма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематиче­ским недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в не­делю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппа­рата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произно­сительных навыков у этих обучающихся занятия с ними прово­дятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучаю­щимися и обучающимися с недостатками произношения от­дельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с на­рушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-про­филактическое учреждение для обследования врачами-специалис­тами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, класс­ный руководитель и руководитель общеобразовательного учреж­дения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным пред­ставителям) обучающихся в определении причин неуспеваемос­ти и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед не­сет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению раз­личных нарушений устной и письменной речи. В ходе заня­тий осуществляется работа по предупреждению и преодоле-


нию неуспеваемости по родному языку, обусловленной пер­вичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам ос­
воения обучающимися общеобразовательных программ (осо­
бенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреж­
дениями, со специальными (коррекционными) образователь­
ными учреждениями для обучающихся, воспитанников с от­
клонениями в развитии, логопедами и врачами-специалиста­
ми детских поликлиник и психолого-медико-педагогических
комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-ло­
гопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учрежде­
ния ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих
нарушения в развитии устной и письменной речи, в обще­
образовательном учреждении и результатах обучения в ло­
гопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложе­ние 5).

Заместитель министра Е.Е.Чепурных

Приложение 1

К письму Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: