double arrow

Как используется дедукция


Сначала разберемся с тем, что такое дедуктивное обоснование или дедуктив­ный вывод. Обычно его описывают в виде силлогизма: аргументированное рас­суждение состоит из двух посылок, большой и малой, и заключения-вывода как необходимого следствия. Полагаем, что эти термины и описание не совсем со­ответствуют нашей задаче научиться писать ясно и понятно, поэтому далее мы не будем ими пользоваться.

Вместо этого будем говорить о дедуктивно выстроенных суждениях как о конструкциях, состоящих из трех обязательных положений:

• Некое утверждение, заключающее в себе информацию о ситуации в мире,

• Еще одно утверждение, заключающее в себе информацию о ситуации
в мире, следующей из первого положения. Второе положение будет связа-
но с первым, если будет пояснять или комментировать его субъект или
предикат,

• Вывод, в котором обосновывается следствие из информации об этих двух
ситуациях, существующих в мире в одно и то же время.

На рис. 18 приводится несколько примеров дедуктивной аргументации, в каж­дом из которых показаны эти три части. Заметьте, что во всех случаях последнее утверждение резюмирует суждения, высказанные ранее. Поэтому последнее по-





Рис. 18. Примеры дедуктивной аргументации


ложение и выстроено соответствующим образом: «Так как Сократ - человек, то он смертен», или «Так как промышленные союзы ведут монопольную политику, их следует контролировать при помощи антимонопольного законодательства», или «Если вы хотите нарастить объемы, вы должны исправить существующую структуру».

Это примеры дедуктивных рассуждений, в которых прописан каждый шаг. Но иногда вы будете обнаруживать, что желательно опустить один или соеди­нить два шага вместе, поскольку полная цепочка рассуждений выглядит слиш­ком тяжеловесно. Этот прием допустим в том случае, когда читатель легко понимает, какой шаг опущен, и соглашается с вашим сокращением. На рис. 19 представлен пример цепочки аргументов, которую можно было бы организо­вать так:

«В данный момент мы собираем достаточно вторсырья для своих собствен

ных потребностей.

Но мы производим больше, чем это необходимо для внутренних нужд.

Следовательно, у нас дефицит сырья.

Дефицит вторсырья ведет к дефициту новых изданий.

Мы испытываем недостаток вторсырья.

Следовательно, у нас дефицит новых изданий».


19. Пример цепочки дедуктивного рассуждения

Вы можете заметить, насколько тяжеловесна эта аргументация, с каким тру­дом она воспринимается при чтении. Так происходит почти всегда, когда вы приводите на письме все рассуждения целиком и последовательно. Читатель, к своей досаде, вынужден уклоняться от прямой линии вашего документа и вникать во все тонкости дедуктивных положений.







Сейчас читают про: