Виды отбора респондентов

Выборочная совокупность может формироваться вероятностным и целенаправленным методом. Модель вероятностной (случайной) выборки связана с понятием вероятности, широко используемым во многих отраслях социальной науки. При использовании вероятностной выборки для каждого элемента генеральной совокупности создается равная вероятность попасть в выборку. Такая ситуация имеет место лишь тогда, когда элементы генеральной совокупности распределены в ней равномерно.
Одним из методов, который наиболее часто используется в прикладной социологии, является метод собственно случайного отбора. Суть данного метода заключается в том, что все элементы генеральной совокупности пофамильно или посредством кода (числового номера) заносятся на карточки. Последние перемешиваются в ящике, где и производится отбор нужного количества респондентов (участников социологического исследования). Данный метод можно успешно применять только для генеральных совокупностей, насчитывающих не более 800–1000 единиц.
При большом количестве респондентов используется метод механической выборки. Он заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Отбор может осуществляться с начала или с конца алфавитного списка. В качестве таких списков для отбора респондентов успешно могут быть использованы карточки, бланки учета в отделах кадров, в общественных организациях, спортивных ведомствах и др.
Наряду с методом механической выборки применяют и другие методы, в частности серийный и гнездовой методы.
Метод серийной выборки предполагает деление генеральной совокупности по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т.д.) на однородные части (серии). Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.
На практике довольно часто приходится применять так называемый метод гнездовой выборки, предполагающий отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а группы или коллективы с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Например, из 200 групп, занимающихся спортом в спортивном обществе, в каждой из которых занимается по 15 человек, на основе случайной выборки отобрано 30 групп. В этом случае опросу подлежит 450 человек. Гнездовая выборка репрезентативна (представительна), если состав групп в максимальной степени схож. Списки или карточки в этом случае составляются только для групп, каждая из которых представляет целую единицу отбора.
Наряду с вероятностными выборками в социологических исследованиях применяются также и целенаправленные выборки. К ним относятся методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки.
Метод стихийной выборки – это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкету. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
Метод основного массива используется при проведении пилотажного, или разведывательного, исследования. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается 60–70 % респондентов, попавших в отобранную совокупность.
Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Его используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их отдельны значения – параметров квоты. При квотной выборке респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно, с соблюдением параметров квоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: