Самоуправление в общественных системах

Понятия: «самоорганизация», «управление», «местное самоуправление», «самоуправление»; самоорганизация в ранних человеческих обществах; закономерности развития управления, МСУ и самоуправление; причины возникновения МСУ и тенденции развития; Европейская хартия местного самоуправления; место современного МСУ в системе социального управления.

Существует три вида форм организации коллективной жизни людей:

Самоорганизация - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация воли биосоциальной целостности (рода, община)

Управление - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является навязывание воли субъектом объекту.

Самоуправление - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация индивидуальной воли человека.

Категория «МСУ» (местное самоуправление) представляет собой один из этапов становления самоуправления, характеризующийся участием индивидов местного сообщества в решение вопросов местного значения. МСУ имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это — власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных Конституцией и законом, публичная негосударственная власть. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры).

Самоорганизация в ранних человеческих обществах: самоорганизация общества на самых ранних стадиях своего развития реализовывалась в форме МСУ на основе принципов, близких к современным его моделям, т.е. МСУ было одной из первых форм самоорганизации общества задолго до образования государства. Примитивные формы самоуправления сформировались в результате выделения общественных полезных дел, которые было выгоднее и эффективнее решать не всем членам сообщества: племенем, родом, общиной, — а доверить их решение отдельным членам сообщества. Вследствие усложнения общественной жизни стали образовываться государства. Наиболее общая причина возникновения и гос., и муниципального управления — необходимость регулирования отношений в коллективе: выполнение «общих дел» и преодоление конфликтов. На определенной стадии общественного развития прежняя социальная родоплеменная организация перестала удовлетворять потребности общества в способах решения «общих дел» и преодоления конфликтов. В результате перехода к оседлому способу жизни появились общины. В них были выборные старейшины и другие «управленцы». Они образовали зачатки муниципальной организации на местах.

Закономерности развития управления, МСУ, и самоуправления: с возникновением господства социальных взаимосвязей возникает управление, которое прежде всего является навязыванием воли. Основными причинами возникновения управления являются разделение труда, появление собственности. Управление обществом при его развитии проходит определенный цикл и обнаруживает свою ограниченность в связи с увеличением многогранности социокультурных взаимосвязей и развитием человека.

В современных условиях необходимость в государственном и муниципальном управлении не только сохраняется, без этого невозможно современное общество. В связи с усложнением проблем общественной жизни, разрастанием сферы «общих дел» (в том числе на местах) роль управленческого труда возрастает, его специализация становится разностороннее, нередко публичное управление проникает и в те сферы, которые ранее считались исключительно частным делом (некоторые вопросы семейной жизни, духовная сфера личности). Гос. и муниципальный аппарат растет, он увеличивается в пропорции к численности населения, занятого другим трудом.

Продолжает действовать и вторая причина — социальная асимметрия общества и связанные с нею конфликты, приобретающие публичное значение (есть и конфликты, не имеющие общественно значимого характера). Хотя в условиях современного общества происходит улучшение качества жизни всех слоев населения, но социальное неравенство существует, а иногда и углубляется. Есть множество других различий в обществе, связанных с разновидностями труда, профессиями, возрастными, половыми и другими особенностями различных групп людей. Различия порождают противоречия, становятся формой противоречий. Их необходимо регулировать, не позволяя дойти до крайней черты. Можно считать, что государства вырастали из самоуправляемых сообществ путем их объединения и преобразований. Другими словами, примитивная форма самоорганизации, основанная на общественном характере регулирования социальных и хозяйственных процессов, уже на ранней стадии несла в себе признаки современной гос. структуры. Из этого следует очевидный вывод: эволюция примитивных форм территориального самоуправления в результате усложнения общественных отношений объективно должна привести к образованию государств, в которых властные институты уравновешенны общественными. В современном обществе всегда будет нужен какой-то регулятивный институт, действующий от имени общества, для решения «общих дел» и урегулирования общественно значимых конфликтов. По традиции он, видимо, будет называться гос-вом, хотя сфера и методы его деятельности могут принципиально измениться. Сохранится и муниципальное управление для регулирования отношений в территориальном коллективе. Его организация и способы деятельности также могут стать иными. С использованием новой техники, информатики государственное и муниципальное управление будет становиться все ближе к населению, приобретать непосредственный характер. Однако они вряд ли будут заменены простым голосованием населения по каждому случаю принятия решений.

Причины возникновения МСУ и тенденции развития: МСУ возникает на основе последовательно существующих причин: 1) развитости человека, т.е. при определенном уровне его культуры; 2) исчерпанности форм управления в связи с усложнением и многократным увеличением количества вопросов местного значения; 3) наличие тенденции устранения разделения труда в формах организации коллективной жизни внепроизводственной сферы; 4) наличие общественной формы собственности.

Место современного МСУ в системе социального управления: концепция МСУ исходит из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ — на его территорию. МСУ имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это — власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных Конституцией и законом. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры и др.). МСУ — это один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. МСУ организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов гос. власти и не подчинены иерархически друг другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: