Субъекты политики

1) лица, группы, партии, движения, государства, иные политические институты, участвующие в политической деятельности;

2) тот, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах.

В качестве социальных субъектов системы государственной политики:- народ - в демократическом обществе народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдумы, выборы, прямые каналы влияния), так и опосредованно через многообразные группы избираемых на выборах депутатов всех уровней, руководителей (президента, губернаторов и др.) и назначаемых ими профессиональных управленцев-чиновников, именуемых по терминологии Макса Вебера классом бюрократии.

Вместе с тем к социальным субъектам государственной политики правомерно относить различные виды политических элит: от высшей государственной, до региональных и местных, в которые входят наделенные полномочиями государственной власти выборные руководители, а также различные партийные фракции в законодательных институтах всех уровней. Опосредованно на государственную политику в современном обществе влияют также экономическая, финансово-банковская элиты и разнообразные группы влияния и интересов.

Процесс формирования и реализации государственной политики называется «политическим циклом» и включает несколько этапов. Содержание первого этапа (инициирование политики) составляют анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений. Второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования. На третьем этапе (выполнение политики) происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль. Четвертый этап (оценка политики) составляют оценка результатов и последствий.

Мировой опыт свидетельствует о существовании различных моделей разработки государственной политики.

1. Модель «сверху – вниз» предполагает, что государственные решения принимаются на высших уровнях государственного управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики.

2. Модель «снизу – вверх» предполагает, что формирование государственной политики начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов.

3. «Централизованная модель» предполагает, что политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.

4. «Демократическая модель» предполагает, что при сохранении централизованного управления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных объединений.

На практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные подходы к решению проблем или стили формирования государственной политики.

1. Перспективный подход - планированию и реализации политики предшествует анализ тенденций и прогнозирование развития ситуации («работа на опережение»).

2. Реагирующий подход - конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб.

3. Рациональный подход основан на использовании экономико-математических методов и принципа рациональности.

4. Антикризисный подход - все усилия субъектов политики направлены на преодоление критической ситуации.

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной; уровни реализации политики; функции политики – внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п.

А) Выделяют следующие виды государственной политики:

- экономическая – направлена на экономические процессы для реализации общественно значимых целей;

- социальная – мероприятия для обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий;

- экологическая - экологические программы по очищению окружающей среды и создание благоприятных условий для жизни граждан;

- военная – для защиты и достижения других политических целей;

- культурная - по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры;
- информационная - обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.
Б) выделяются такие виды государственной политики:

- распределительная - социальные программы, образование, наука;

- перераспределительная - определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой путем налогов, тарифов;

- регулирующая - экономическое регулирование, защита потребительского рынка;

- стратегическая - взаимоотношения с зарубежными государствами и включает иностранную и оборонную политику;

- антикризисная проводится государством в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Формирование той или иной государственной политики зависит от выбранного политического курса. При ответе на вопрос, почему выбирается тот или иной политический курс, предполагается изучение множества условий:

- историческое развитие, которое оказывает влияние на принимающих решения;

- политическая культура нации и политические субкультуры отдельных групп населения;

- изменяющееся общественное мнение;

- уровень развития и наличие ресурсов;

- текущие политические проблемы и т.д.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС (political course, от лат. cursus - течение, ход) -относительно долговременное направление деятельности государства, политических партий, союзов, движений, в ходе которого достигается (или не достигается) решение определенных задач. Политический курс, как правило, закрепляется и аргументируется в программных документах, декларациях, в которых формулируются его цели, тактические и стратегические задачи. Проведение такого курса - сложный и противоречивый процесс, подвергающийся воздействию самых различных факторов, к числу которых относятся: расстановка и взаимоотношение политических сил, социально-экономическое положение, отношение к политике и власти различных социальных слоев, состояние межнациональных отношений и связей, международная обстановка, авторитет политических лидеров, уровень политической культуры и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: