1) лица, группы, партии, движения, государства, иные политические институты, участвующие в политической деятельности;
2) тот, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах.
В качестве социальных субъектов системы государственной политики:- народ - в демократическом обществе народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдумы, выборы, прямые каналы влияния), так и опосредованно через многообразные группы избираемых на выборах депутатов всех уровней, руководителей (президента, губернаторов и др.) и назначаемых ими профессиональных управленцев-чиновников, именуемых по терминологии Макса Вебера классом бюрократии.
Вместе с тем к социальным субъектам государственной политики правомерно относить различные виды политических элит: от высшей государственной, до региональных и местных, в которые входят наделенные полномочиями государственной власти выборные руководители, а также различные партийные фракции в законодательных институтах всех уровней. Опосредованно на государственную политику в современном обществе влияют также экономическая, финансово-банковская элиты и разнообразные группы влияния и интересов.
|
|
Процесс формирования и реализации государственной политики называется «политическим циклом» и включает несколько этапов. Содержание первого этапа (инициирование политики) составляют анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений. Второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования. На третьем этапе (выполнение политики) происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль. Четвертый этап (оценка политики) составляют оценка результатов и последствий.
Мировой опыт свидетельствует о существовании различных моделей разработки государственной политики.
1. Модель «сверху – вниз» предполагает, что государственные решения принимаются на высших уровнях государственного управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики.
2. Модель «снизу – вверх» предполагает, что формирование государственной политики начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов.
3. «Централизованная модель» предполагает, что политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.
|
|
4. «Демократическая модель» предполагает, что при сохранении централизованного управления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных объединений.
На практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные подходы к решению проблем или стили формирования государственной политики.
1. Перспективный подход - планированию и реализации политики предшествует анализ тенденций и прогнозирование развития ситуации («работа на опережение»).
2. Реагирующий подход - конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб.
3. Рациональный подход основан на использовании экономико-математических методов и принципа рациональности.
4. Антикризисный подход - все усилия субъектов политики направлены на преодоление критической ситуации.
Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной; уровни реализации политики; функции политики – внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п.
А) Выделяют следующие виды государственной политики:
- экономическая – направлена на экономические процессы для реализации общественно значимых целей;
- социальная – мероприятия для обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий;
- экологическая - экологические программы по очищению окружающей среды и создание благоприятных условий для жизни граждан;
- военная – для защиты и достижения других политических целей;
- культурная - по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры;
- информационная - обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.
Б) выделяются такие виды государственной политики:
- распределительная - социальные программы, образование, наука;
- перераспределительная - определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой путем налогов, тарифов;
- регулирующая - экономическое регулирование, защита потребительского рынка;
- стратегическая - взаимоотношения с зарубежными государствами и включает иностранную и оборонную политику;
- антикризисная проводится государством в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Формирование той или иной государственной политики зависит от выбранного политического курса. При ответе на вопрос, почему выбирается тот или иной политический курс, предполагается изучение множества условий:
- историческое развитие, которое оказывает влияние на принимающих решения;
- политическая культура нации и политические субкультуры отдельных групп населения;
- изменяющееся общественное мнение;
- уровень развития и наличие ресурсов;
- текущие политические проблемы и т.д.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС (political course, от лат. cursus - течение, ход) -относительно долговременное направление деятельности государства, политических партий, союзов, движений, в ходе которого достигается (или не достигается) решение определенных задач. Политический курс, как правило, закрепляется и аргументируется в программных документах, декларациях, в которых формулируются его цели, тактические и стратегические задачи. Проведение такого курса - сложный и противоречивый процесс, подвергающийся воздействию самых различных факторов, к числу которых относятся: расстановка и взаимоотношение политических сил, социально-экономическое положение, отношение к политике и власти различных социальных слоев, состояние межнациональных отношений и связей, международная обстановка, авторитет политических лидеров, уровень политической культуры и др.
|
|