Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации, Государственная Дума)

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации, Государственная Дума): конституционная компетенция палат, особенности деятельности по обеспечению СГУ. Федеральный и региональный законодательные процессы в СГУ.

ФС – парламент РФ, высший представительный и законодательный орган России, состоящий из 2-х палат: Совета Федерации (СФ) и Гос.Думы. В СФ входят представители от каждого субъекта РФ- по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 человек), Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации)[5]. Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации). С 2007 года по 2011 год депутаты Государственной думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %. Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции). Срок полномочий 2 — 5 созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет. Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители. К ведению СФ относятся: 1) утверждение изменения границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; 2) решение вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами России; 3) назначение выборов Президента, отрешение его от должности; 4) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора. Обязательному рассмотрению на Совете Федерации подлежат принятые Гос.Думой федер.законы по вопросам федер.бюджета, налогов и сборов; финансового, валютного и кредитного регулирования, ратификации международных договоров России. Гос.Дума сочетает законотворческую и законодательную деятельность. К ее ведению относятся: 1) решение вопроса о доверии Правительству РФ, согласие на назначение председателя Правительства; 2) назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека; принятие федеральных законов. Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, не обладающий функцией прямого контроля за исполнительной властью. Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демократической избирательной системой, это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения. Как законодательный орган Федеральное Собрание означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Президент РФ является участником законодательного процесса, обладает правом вето, а Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон — полностью или частично — неконституционным, т. е. утратившим юридическую силу. Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: