и финансовые правоотношения § 1. Понятие и виды финансово-правовых норм
Финансово-правовые нормы (нормы финансового права) — это первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Как и нормы других отраслей права, они пред-ставляют собой установленные и охраняемые государством пра-вила поведения участников общественных отношений, выра-женные в их юридических правах и обязанностях. Но финансо-во-правовым нормам свойственны и особенности, характерные именно для данной отрасли права.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что °на, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отно-Шения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государством и органами местного самоуп-Равления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществ-^ения своих задач. Они выражаются в специфике: а) содержа-ния финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение пре-
.34 |
Учебник: Краткий курс. Общая часть
дусмотренных правил; г) порядка защиты прав участников фи-нансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм состоит в том, что в них закреплены юридические права и юридические обязаннос-ти участников регулируемых финансовых отношений, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и ис-пользование централизованных и децентрализованных денеж-ных фондов (доходов) государства и муниципальных образова-ний соответственно их задачам в каждый конкретный период времени. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, вытекающее из разнообразия финансовых отношений, например, правила взи-мания налогов с граждан и предприятий, аккумуляции и расхо-дования бюджетных средств, создания и распределения кредит-ных ресурсов и страховых фондов и т. д.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в ос-новном императивный (повелителъный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно опреде-ляют объемы прав и обязанностей участников финансовых от-ношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отноше-ний, в том числе предприятий всех форм собственности, граж-
дан.
Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обя-
занностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти
особенности обусловлены участием в финансовых отношениях
таких субъектов, как государственные органы, органы местного
самоуправления, организации и учреждения, компетенция ко-
торых определяется в положениях и уставах. При этом их фи-
нансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами,
выражаясь в едином полномочии. Так, использование бюджетных
средств на социально-экономические программы соответствую-
щей территории — одновременно их право и обязанность. Од-
нако это не означает, что нормы финансового права не содер-
жат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это каса-
ется граждан, предприятий, предпринимателей и основываётся
на конституционном праве собственности, праве свободного
использования имущества для не запрещенной законом эконо-
мической деятельности.
Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 135
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансово-го права) — это установленное государством и обеспеченное мера-ми государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и исполъзования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязаннос-ти их участников.
Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-право-вых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.
В зависимости от способа воздействия на участников финан-совых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (упра-вомочивающие).
Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участ-ников финансовых отношений (государственных органов, орга-нов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) со-вершить определенные действия, устанавливают их обязаннос-ти в сфере этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основ-ной, императивный метод финансово-правового регулирова-ния — метод властных предписаний.
Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязан-ность участников финансовых отношений воздержаться от них. Однако число запрещающих финансово-правовых норм срав-нительно невелико. Это объясняется тем, что при регулирова-нии финансовых отношений преобладают нормы обязывающе-ро характера. Предписывая совершение строго определенных' Действий, они обычно исключают необходимость специального Установления связанных с этими действиями запретов.
Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав Участников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины предусматрива-^тся запреты. В других случаях запрещающие нормы определя-101 пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает °Пределять условия и порядок предоставления налоговых льгот, н°сящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).
- |
Учебник: Краткий курс. Общая часть
Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавлива-ют права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоя-тельных решений в области финансов, но в строго установлен-ных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна им-перативность, поскольку не допускается выход за эти границы. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материалъными и процессуальными.
Материалъные финансово-правовые нормы закрепляют со став финансовой системы; виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями; источники формирования кредитных ресурсов банков; виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджет-ные государственные фонды, и т. п., т. е. материальное (денеж-ное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуалъные (процедурные) финансово-правовые нормы
устанавливают порядок деятельности в области формирования,
распределения и исполъзования государственных и муници-
пальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения
предусмотренных процедурных правил в этой деятельности:
сроков, участия определенных органов, установленной юриди-
ческой формы принимаемых решений и т. п. В отличие от не-
которых других отраслей права финансовое право концентриру-
ет в единой совокупности материальные и процессуальные нор-
мы. Его разделы и институты, как правило, также в единстве
представляют материальные и процессуальные нормы. Исклю-
чением является бюджетное право, в котором от материальных
норм довольно четко обособлена еовокупность норм, регулиру-
ющих бюджетный процесс. В БК РФ особо выделена часть тре-
тья под названием «Бюджетный процесс в Российской Федера-
ции». Значительное внимание формированию процессуальных
норм уделено и в НК РФ.
Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение прО' цессуальных финансово-правовых норм способствуют эффеК' тивности исполъзования механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в об' ласти финансов в полном объеме, являются необходимым О' вием формирования правового государства.
Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 137
Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрас-ли права.
Гипотеза указывает на условия действия финансово-право-вой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила пове-дения, т. е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государ-ственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отно-шений. Диспозиция требует определенного поведения от учас-тников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.
Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (финансово-пра-вовой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм'. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Осно-ванием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонаруше-ние), т. е. несоблюдение установленных ими правил в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. К ним относят-ся нецелевое использование средств, несвоевременное перечис-ление бюджетных средств получателям, несоблюдение норма-тивов финансовых затрат, неуплата налогов, представление ком-мерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т. п. Финансово-правовые санкции закреплены в ЬК Рф? НК РФ, Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и других правовых ак-Та*, регулирующих финансовую деятельность государства и му-НиЦипальных образований. Следовательно, финансово-правовая
1 Подробнее о финансово-правовой ответственности и финансо-Ь1х правонарушениях см.: Карасева М. В. Финансовое право. Общая Ча°ть. М., 1099. С. 181-200.
Учебник: Краткий курс. Общая часть
санкция — это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.
Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей. Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры при-нудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Это блоки-ровка расходов, списание средств со счета организации в бес-спорном порядке, наложение штрафов и т. д. При изъятии де-нежных средств путем финансово-правовых санкций характер-ным является зачисление их в государственную (федеральную и субъектов РФ) или муниципальную казну. Данные санкции рас-пространяются на всех участников финансовых правоотноше-ний — Российскую Федерацию и ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти и местного само-управления, организации, должностных лиц и граждан.
Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами в ад-министративном порядке (без судебного разбирательства). К та-ким органам относятся финансовые, налоговые и таможенные органы, Центральный банк РФ. Однако это не исключает в ус-тановленных случаях принятия судебных решений (в частности, при наличии спора о взыскании штрафов за финансовое право-нарутение с физических лиц). Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (кара-тельные) элементы.
Помимо рассмотренных санкций, за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисцип-линарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, т. е. установленные нормами других отраслей пра-ва. Основанием этого являются правонарушения соответствую-щего характера.