double arrow

Субъекты финансового права


Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическимй правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образо-вание, распределение и использование государственных и му-ниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Сле-Дует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во мно-гом совпадают.

Субъект финансового права это лицо, обладающее право-сУбъектностью, т. е. потенциально способное бытъ участником Финансовых правоотношений, посколъку оно наделено необходимы-ми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотно-шения — это реальный участник конкретных правоотношений1. Юридические права и обязанности в сфере финансовой дея-тельности принадлежат субъектам финансового права в силу Действия финансово-правовых норм, независимо от участия в

т ' См.: Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2т. М., 1982. :• 2. С. 140; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. ^- И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 482.


 


Учебник: Краткий курс. Общая часть

конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обя-занностей, приобретает новые свойства — он становится субъек-том (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. ос-тается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотноше-ния. В данный момент носители финансовых прав и обязанно-стей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меныпий, чем по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых пра-воотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципаль-ных образований. Участие в них государственных органов (илк органов местного самоуправления) с определенной компетен-цией в принципе предполагает необходимость полного осуще ствления входящих в нее прав и обязанностей в области финан-сов. Но и в этой области в связи с действием уполномочиваю-щих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые под-разделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят: а) Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, об-ласти, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область; б) муниципальные образования; в) городские и сельские поселения, входящие в со-став муниципального образования; г) административно-терри-ториальные образования особого режима (закрытые админист-ративно-территориальные образования, наукограды, свободные экономические зоны).

Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетныМ правоотношениям. Законодательство закрепляет право на госу-


Глава 4. Финансово-правовые нбрмы и финансовые правоотношения 143

дарственный или местный бюджет именно за этими субъекта-ми, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская федерация, ее субъекты и муниципальные образования высту-пают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответ-ствующие органы государственной власти и местного самоуп-равления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., кото-рые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечи-вается при этом за счет средств государства или его территори-альных подразделений, т. е. соответствующего государственно-го или местного бюджета.

Закрытые административно-терршпориальные образования и наукограды — это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым право-вым режимом, установленным законодательством. В отличие от о'бычных муниципальных образований, они вступают в финан-совые (бюджетные) правоотношения непосредственно с феде-ральными органами власти. Свободная экономическая зона отли-чается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).

Коллективными субъектами финансового права являются го-сударственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представителъной и испол-нителъной власти; органы местного самоуправленыя; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах соб-ственности, среди которых выделяются коммерческие и неком-мерческие организации,

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен-ной части финансовой деятельности государства, муниципаль-ных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности требующую от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга-низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве °сновной цели своей деятельности они преследуют извлечение



правоот-ношения в связи с внесением в казну налогов и других обяза-тельных платежей, получением из нее ассигнований, распреде-лением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако за-конодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления'. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчи-нении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и пра-ва юридического лица. Такими объединениями являются со-юзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотрасле-вые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы2. Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.

С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и мунйци-пальными образованиями в финансовые правоотношения, от-личающиеся от других своей спецификой. Например, примени-тельно к ним действует упрощенная система налогообложения. Учреждения, которые являются некоммерческими организа-циями (не имеющими своей основной целью получение прибы-ли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности3, являются субъектами

1 См.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

2 См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О финансово-про-мышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

3 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. «0 некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; ст. 50 ГК РФ, ст. 161 БК РФ.


Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 145

финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из госу-дарственного или местного бюджета. Однако все большее зна-чение приобретают права и обязанности учреждений, связан-ные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказа-ния дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.

Индивыдуалъные субъекты финансового права, или физиче-ские лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны болыней ча-стью с налоговыми и другими обязательными платежами, по-ступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в об-ласти государственного и банковского кредита, государственно-го страхования, по поводу самообложения в муниципальных об-разованиях. Среди физических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юриди-ческого лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Консти-туции России (ст. 32).


Сейчас читают про: