Ее субъектов и муниципальных образований

В российском законодательстве, а также в юридической ли-

тературе часто встречается термин «бюджетные права» для ха-

рактеристики компетенции государства, его территориальных

подразделений и соответствующих органов власти (или самоуп-

равления) в области бюджета. Однако этот термин не следует

понимать буквально. Он является условным, поскольку в дан-

ном случае речь идет о правах особого содержания: бюджетные

права по своим юридическим свойствам во многих случаях сли-

ваются с обязанностями в едином полномочии (например, пра-

во утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства

по основным направлениям расходов и т. д.). Но существуют и

«раздельные» их права и обязанности (например, право направ-

лять субсидию или кредит в бюджет другого уровня, право до-

полнительных расходов на социальные мероприятия).

Следовательно, термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия шш компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного пра-


Глава 7. Бюджетная компетенция (права) РФ и ее субъектов ___ 187

ва — государственных и муниципальных образований, их орга-нов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов от вторжения в компетенцию нижестоящих, а последних ориенти-рует на активную деятельность. Следует заметить, что БК РФ применительно к данной области первоначально использовал термин «компетенция» в отношении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменив его впоследствии на «полномочия» (гл. 2). Однако в литературе наряду с названным термином продолжает приме-няться выражение «бюджетные права».

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделе-ний. Основа этого статуса — право на самостоятелъный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не тем или иным органам государственной власти или местного самоуправ-ления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (пол-номочий) материального и процессуального содержания, по-средством использования которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это права на получение определен-ных доходов, распределение и использование их на нужды соот-ветствующей территории, а также права по регулированию бюд-жетных отношений в рамках установленной компетенции. Ос-новы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.

Таким образом, бюджетная компетенция Российской Федера-ии, ее субъектов, муниципальных образований — это принадле-•ащие им в области бюджета полномочия в лице соответствую-их государственных органов власти или местного самоуправле-ия по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в оп-ределенных законодателъством пределах.

Обобщенно основное содержание бюджетной компетенции Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образо-ваний составляют следующие полномочия: а) формировать соб-ственный бюджет и самостоятельно его использовать; б) полу-чать предусмотренные законодательством доходы для включе-ния их в данный бюджет; в) использовать средства собственного бюджета для осуществления задач и функций соответствующего государственного или муниципального уровня; г) самостоятель-


 

 

Учебник: Краткий курс. Особенная часть


Глава 7. Бюджетная компетенция (права) РФ и ее субъектов



но определять направления расходов собственных бюджетов; д) распределять собственные бюджетные доходы между бюджета-ми данной территории; е) формировать и использовать в рамках собственного бюджета целевые и резервные фонды; ж) объеди-нять средства своего бюджета со средствами других бюджетов и иными финансовыми ресурсами; з) привлекать в бюджеты за-емные средства (выпуск облигаций федеральных займов, зай-мов субъектов Федерации и муниципальных займов, использо-вание банковского кредита и др.); и) оказывать финансовую поддержку нижестоящим бюджетам; к) получать компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие реше-ний вышестоящих органов государственной власти после утверж-дения бюджета; л) самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств); м) осуществлять правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета, и в установ-ленных пределах — межбюджетных отношений', н) защищать свои бюджетные права в судебном порядке.

В процессе реализации этой компетенции возника'ют разно-образные бюджетные отношенйя, в частности, отношения по распределению доходов и расходов между бюджетами разных уровней в целях финансового обеспечения осуществления пол-номочий органов государственной власти и местного самоуп-равления. БК РФ называет их межбюджетными отношениями, устанавливает принципы этих отношений, отмечая равенство бюджетных прав субъектов РФ и равенство бюджетных прав муниципалъиых образований (ст. 31').

Разграничение бюджетной компетенции между названными субъектами основано на принципах федерализма и местного самоуправления и вытекающих из них принципах единства бюджетной системы РФ и самостоятельности бюджета каждого уровня, закрепленных в Конституции РФ и российском законо-дательстве. Исходя из конституционных положений, Федераль-ный закон от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополне-ний в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Феде-


рации» конкретизировали и уточнйли разграничение полномо-чий между федеральными, региональными органами государ-ственной власти и органами местного самоуправления в целом, а также в сфере бюджета. Так, Федеральный закон от 4 июля 2003 г. предписывает субъектам Федерации самостоятельное финансовое обеспечение полномочий, относящихся к предме-там их ведения, за счет средств своих бюджетов (ст. 262). В то же время для осуществления полномочий субъекта Федерации, от-носящихся к предметам совместного ведения, могут быть до-полнительно выделены средства из федерального бюджета в установленном федеральным законодательством порядке (ст. 263). Подобный подход определен и в отношении бюджет-ной компетенции муниципальных образований (ст. 18 Феде-рального закона от 6 октября 2003 г.)1.

Естественно, что на каждом уровне бюджетные полномочия имеют своы особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Поэтому помимо общей характеристики бюджетных прав (ком-петенции), необходимо их рассмотрение с целью выявления особенностей применительно к конкретным видам субъектов бюджетного права.

Задачи развития бюджетных полномочий нацелены на со-вершенствование межбюджетных отношений и достижение сбалансированности интересов всех участников данных отно-шений, на объективнр обусловленное и прозрачное перераспре-деление средств между бюджетами, которое обеспечило бы ре-альную самостоятельность субъектов РФ и муниципальных об-разований в рамках установленного разграничения полномочий и ответственности в этой сфере между органами власти разных уровней2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: