Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета

Исполнение бюджета — процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их исполь-зование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Прави-тельство РФ — за федеральный бюджет, правительства (адми-нистрации) субъектов РФ — за бюджет субъекта РФ, исполни-тельные органы местного самоуправления — за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы об-щей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадле-жит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств (ст. 158—163 БК РФ).

В исполнении бюджета, кроме того, участвуют органы феде-рального казначейства и банковской системы. В соответствии со ст. 215 БК РФ в России устанавливается казначейское испол-нение бюджетов (вместо ранее имевшего место кассового ис-полнения бюджетов банковскими организациями). С 1 января 2006 г. вводится в действие ст. 215' БК РФ, более подробно регулирующая основы исполнения бюджета. Казначейское ис-полнение бюджетов предполагает, что на органы исполнитель-ной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными сред-ствами. Указанные органы являются кассирами всех распоряди-телей и получателей бюджетных средств и осуществляют плате-


 

 

Учебник: Краткий курс. Особенная часть


8. Правовые основы бюджетного процесса


жи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд_ жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступа-ющих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех рас-ходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая в соответствии со ст. 217 БК РФ составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функцио-нальной и экономической классификациями расходов бюдже-тов с поквартальной разбивкой и представляется в орган испол-нительной власти, ответственный за составление бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюд-жетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись, которая утверждается руководителем указанного органа (например, Минфина России).

Обязанность совершить расходование средств соответствую-щего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписъю, в БК РФ (ст. 222) называется бюджетным обяза-телъством. Порядок утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств подробно урегулирован БК РФ (ст. 223, 224).

Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполне-ние бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам в соответствии со ст. 218 БК РФ предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утверж-денным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблЮ' дением обязательных последовательно осуществляемых проие~ дур санкционирования и финанеирования. При этом нирование подразумевает: составление и утверждение


ной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджет-ных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджет-ных средств, а также утверждение смет доходов и расходов рас-порядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюд-жетных средств; подтверждение и выверку исполнения денеж-ных обязательств.

Процедура же финансирования заключается в выделении бюд-жетных средств для расходования. БК РФ (ст. 235) впервые раз-решено финансирование расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств. Порядок прове-дения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом ме-стного самоуправления.

Бюджетный процесс завершается составлением и утвержде-нием отчета об исполнении бюджета. Годовой отчет об испол-нении бюджета представляется исполнительным органом вла-сти общей компетенции в представительный орган и соот-ветствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Он подлежит утверждению представительным органом власти.

Составление и утверждение отчета об исполнении бюдже-та — один из важнейших этапов исполнения. Годовой отчет должен быть рассмотрен в обязательном порядке представитель-ньщ органом власти соответствующего уровня. В БК РФ пре-ДУсмотрено два варианта решения представительных органов в Данном случае: 1) утверждение отчета; 2) отклонение отчета. На Уровне Российской Федерации указанные акты готовятся Пра-вительством РФ — проект федерального закона об отчете об исполнении бюджета. К нему должны быть приложены все со-ответствующие документы, предусмотренные ст. 276 БК РФ. Кроме того, в БК РФ предусмотрено, что представительные °Рганы вправе дать оценку деятельности органов, исполняю-^их бюджет. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об Исполнении федерального бюджета и готовит заключение. Го-сУДарственная Дума рассматривает отчет об исполнении феде-Р^ьного бюджета в течение полутора месяцев после получения а^лючения Счетной палаты РФ. При отклонении отчета могут


 

 

Учебник: Краткий курс. Особенная часть


Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов



быть приняты следующие меры: материалы могут быть переда-ны в прокуратуру, могут быть привлечены к ответственности соответствующие должностные лица, а также может быть под-нят вопрос о недоверии Правительству (соответствующему орга-ну исполнительной власти). Кроме того, в соответствии с зако-нодательством субъекта РФ и уставом муниципального образо-вания может быть не только возбуждена процедура выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, но и отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлече-ния к иным формам ответетвенности исполнительного органа либо его должностных лиц (ст. 273 БК РФ). Отчет об исполнении федерального и регионального бюджета принимается в форме закона, об исполнении бюджета муниципального образования — в форме решения. Эти акты должны быть опубликованы в соот-ветствии с принципом гласности бюджетного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: