double arrow

Кто подарил Херсону Гидропарк?


Любого херсонца спроси:
"Какое самое приятное место в
нашем городе ?"И он ответит: "Конечно, Гидропарк!".

А старожилы нашего города еще помнят, что летом купаться мы ездили на ту сторону Днепра, где был чудесный городской пляж. От речного порта, а потом и от набережной проспекта Ушакова ходили речные трамвайчики. Отдыхать там было хорошо, но добираться... Город рос и скоро этот пляж уже не мог вместить всех желающих. Нужно было найти альтернативу городскому пляжу и желательно на правобережье, там, где расположен город.

Так вот, нашим Гидропарком, какой он есть сейчас, мы обязаны одному человеку - Георгию Архиповичу Сдобнову. Он в то время был начальником облкоммунхоза. Энергичный, умный, деловой Сдобнов всячески поддерживал проекты, в которых видел пользу для людей. Поддерживал проекты даже затратные, но в будущем - перспективные. Зеленое хозяйство, завод керамической плитки, асфальтный, силикатный заводы, основные троллейбусные линии - все это результат его инициативы или мощной поддержки.

Так вот, на месте нашего нынешнего Гидропарка (он назывался Малый Потемкинский) была длинная песчаная коса, росли там в основном камыши и несколько верб. Сюда приезжали только рыбаки на своих лодках. Георгий Архипович Сдобнов нашел немалые средства для превращения узкой косы в настоящую зону отдыха. Это было его решение - с помощью землеснарядов намыть остров до настоящих размеров(!), завезти щебень и укрепить берег со стороны судоходного канала. Пляжную зону засыпали чистейшим песком. Провели к острову троллейбусную линию.


Нужен был пешеходный мост. Эту проблему Георгий Сдобнов решил быстро и оригинально: раздобыл трофейную немецкую баржу, затопил ее посредине рукава и соединил баржу с берегами двумя пешеходными пролетами. И херсонцы хлынули на остров. Но вскоре стали жаловаться, что в летнюю жару очень сильно накаляются металлические листы покрытия. И тогда из России Сдобнов завез 2 вагона лиственницы, на судозаводе настрогали досок и покрыли ими металлические листы. Где сейчас эта лиственница?... Позже в Гидропарке организовали маленький зоопарк. Мы, херсонцы, очень полюбили наш Гидропарк. Здесь всегда много отдыхающих - и летом, и даже зимой. А старый пляж на левобережье постепенно потерял свое значение...

В составе Российской Империи[править | править вики-текст]

18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон, в честь древнегреческой колонии Херсонеса. Основателем города был Г. А. Потёмкин — фаворит императрицы Екатерины II. в 1779 г. были забиты первые сваи будущего порта.

Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края, названного Новороссией.

Генерал-губернатором его стал известный государственный и военный деятель — Григорий Александрович Потёмкин. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера Ивана Абрамовича Ганнибала, а позже эту миссию исполнял инженер-полковник Н. И. Корсаков, который руководил 39 различным видами работ. Строили Херсон матросы, солдаты, казенные и вольные рабочие из разных городов России.

После окончания русско — турецкой войны 1787—1791 гг. по Ясскому мирному договору к России отходило побережье Чёрного моря от Южного Буга до Днестра.

Херсон утратил значение важной пограничной крепости после сооружения Николаева (1789 г.), куда было переведено адмиралтейство, почти всё население города переехало в новый город. Херсон стал обычным уездным городом.

В Херсоне начиналось строительство Черноморского флота. В 1783 году в Херсон из Петербурга прибыл капитан второго ранга Ф. Ф. Ушаков, чтобы ускорить строительство кораблей. За свою самоотверженую деятельность он был награждён орденом Святого Владимира IV степени. В сентябре 1783 года со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой 66-пушечный корабль «Слава Екатерины».

В конце XVIII века Херсон сыграл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через Херсонский порт осуществлялась торговля с Францией, Италией, Испанией и другими странами Европы. Во время путешествия по югу Малороссии королевы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.

На херсонской земле встретились А. В. Суворов и И. М. Дерибас, будущий адмирал. Испанец по национальности, он не одно десятилетие прожил в России, принимал участие в русско-турецкой войне 1787—1792 годов. После основания Херсона был приставлен к штабу Г. А. Потёмкина. Здесь Дерибас предложил свой проект укрепления российского флота. Генерал-губернатор одобрил его и назначил Дерибаса командующим Херсонскими десантными войсками. И. М. Дерибас был близок с Ф. Ф. Ушаковым, с которым также познакомился в Херсоне.

В 1803 году Херсон снова получил получил статус губернского центра. В городе развивалось судостроение, вырастали предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

В 1813 году основано первое уездное училище — казённое начальное заведение, через два года — губернская мужская гимназия.

В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, а земское сельскохозяйственное училище — через сорок лет. Во второй половине XIX века построены театр, библиотека, созданы археологические и природоведческие музеи. Вскоре было открыто движение по железной дороге, связавшей Николаев и Херсон.

ул. Суворова

В 1831 г. купеческие верфи стали единой государственной верфью, где за период с 1833 г. до 1843 г. было сооружено 187 судов. Порт располагал большим парусным и паровым флотом. В 1847 г. установилось частное пароходное сообщение между Херсоном и Одессой. В городе возникла первая казенная суконная мануфактура, кожевенные салотопные заводы, ветряные мельницы, лесопильный завод. В 1853 г. на берегу Днепра основана крупная механическая мастерская.

План Херсона 1908 года. Харьково — Николаевская ж.д. «Описание постройки участка Николаев-Херсон. 1905—1907» — Харьков : Литогр. Зильберберг, 1908

После 1861 года наметился значительный экономический рост. После углубления дна в русле Днепра Херсон снова получил значение важного морского порта. В начале XX века десятки миллионов пудов хлеба вывозились отсюда в Европу.

В 1897 году в городе насчитывалось около 59 тысяч человек (русских - 47%, евреев - 29%, украинцев - 20%)[1]

Промышленные предприятия поставляли продукты питания, лёгкой промышленности, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, лесообработки. В 1907 году железнодорожная линия соединила Херсон с крупными городами страны, а в 1908 году дала ток первая городская электростанция.


Сейчас читают про: