ISBN 5-7567-0210-5 36 страница

Существенно и то, что современный художник торит новые пути не с чистого листа: богатство художественных голосов прошлого, активно живущих в составе культуры XX в., не дает ей зациклиться на точках кризиса, препятствует абсолютизации пороговых состоя­ний сознания. За состоянием творческого брожения угадывается под­спудная энергия, которой уготовано средствами искусства выразить облик человека XXI века.

1. Как кризис веры в рациональное устройство мира сказался на сложении новой художественной оптики и нового языка в разных видах искусств?

2. В чем проявились созидательные устремеления искусства мо­дернизма, его обращенность в будущее?

3. Какие культурные предпосылки питают художественное твор­чество постмодернизма, ориентированное на опровержение само­го себя, на цитатность, иронию, антиутопизм?

ЛИТЕРАТУРА

Античность в контексте современности. М., 1990.

Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. М., 1996.

Борхес Х.Л. Письмена Бога. М., 1994.

Вуек Якоб. Мифы и утопии архитектуры XX века. М., 1990.

Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени//Иностранная литература. 1996. № 9.

Герман М. Постмодернистская критика: Отечественный вариант/Вопро­сы искусствознания. 1994. № 1.

Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987.

Диалог культур: Проблемы взаимодействия русского и мирового театра XX века. СПб., 1997.

Западное искусство XX века: Классическое наследие и современность. М., 1992.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция, Бель­гия. М., 1994.

Мигунов А. С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М., 1991.

На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. М., 1994.

На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX века. М., 1994.

Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

Наков Андрей. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. М., 1997.

На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. М., 1997.

От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

Постсимволизм как явление культуры. М., 1995.

Саррот Н. Эра подозренья//Писатели Франции о литературе. М., 1978.

Семенов О. Искусство ли искусство нашего времени?//Новый мир. 1993. № 8.

Тупицына М. Критическое оптическое: Статьи о современном искусстве. М., 1997.

Якимович А.К. Утопии XX века: К интерпретации искусства эпохи//Вопросы искусствознания. 1996. № 1.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.............................................................................................................................................................................. 1

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА И ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ОБ ИСКУССТВЕ...................................... 2

Раздел I. Исторические ориентации художественного сознания.......................................................................................... 9

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ................................................................................ 9

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭЛЛИНИЗМА................................................................... 18

ГЛАВА 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ......................................................................... 25

ГЛАВА 5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ........................................................................................ 33

ГЛАВА 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)....................... 39

ГЛАВА 7. КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА РОМАНТИЗМА................................................................................................. 48

ГЛАВА 8. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА................................................................................................... 54

ГЛАВА 9. ИСТОКИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ.................................................................................................... 65

Раздел II Философия истории искусств...................................................................................................................................... 74

ГЛАВА 10. ИДЕЯ ДИСКРЕТНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА И ИДЕЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ: ПРОБЛЕМА СОВМЕЩЕНИЯ................................................................................................................................................... 74

ГЛАВА 11. ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ПОИСК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ ОСНОВАНИЙ 81

ГЛАВА 12. ВНУТРИХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА 89

Раздел III. Общая теория искусства............................................................................................................................................ 97

ГЛАВА 13. ГНОСЕОЛОГИЯ ИСКУССТВА......................................................................................................................... 97

ГЛАВА 14. ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА............................................................................................................................. 106

ГЛАВА 15. ЭСТЕТИКА КАК АКСИОЛОГИЯ ИСКУССТВА........................................................................................ 112

ГЛАВА 16. УНИВЕРСАЛИИ В ИСКУССТВЕ................................................................................................................... 120

Раздел IV Социология искусства............................................................................................................................................... 128

ГЛАВА 17. ИСКУССТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ................................................................................................................... 128

ГЛАВА 18. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 136

ГЛАВА 19. ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ В ИСКУССТВЕ. ИЗУЧЕНИЕ АУДИТОРИИ ИСКУССТВА............. 145

ГЛАВА 20. ИСКУССТВО И ИГРА. ПОГРАНИЧНЫЕ ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..... 154

Раздел V Культурология искусства.......................................................................................................................................... 161

ГЛАВА 21. ОБ ОБЩИХ СТИМУЛАХ «САМОДВИЖЕНИЯ» ДУХОВНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУР 161

ГЛАВА 22. ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ. КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЗАВИСИМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА........................................................................................................................................... 167

ГЛАВА 23. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОЙ И ПЕРЕХОДНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЭПОХИ............................................................................................................................................................ 174

ГЛАВА 24. АКТУАЛЬНЫЙ ВИД ИСКУССТВА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.............................................................. 180

ГЛАВА 25. ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДРАМАТИЗМА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ 184

ГЛАВА 26. ИСКУССТВО И ЦЕННОСТНЫЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ.......................................................................... 189

Раздел VI Психология искусства............................................................................................................................................... 199

ГЛАВА 27. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА........................................................................................ 199

ГЛАВА 28. ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.......................................................................... 206

ГЛАВА 29. ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ......................................................................... 213

ГЛАВА 30. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИСКУССТВО.................................................................................. 219

Раздел VII Художник..................................................................................................................................................................... 226

ГЛАВА 31. ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ.............. 226

ГЛАВА 32. БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА КАК КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.......................... 234

ГЛАВА 33. ЭВОЛЮЦИЯ СТАТУСА ХУДОЖНИКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ...................................................... 242

Раздел VIII Эстетика и искусство на пороге XXI века........................................................................................................ 251

ГЛАВА 34. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ XX ВЕКА О ПРИРОДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЕ ИСКУССТВА......................................................................................................................................................................................................... 251

ГЛАВА 35. ПУТИ ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА............................................................................................. 261

В оформлении шмуцтитулов использованы следующие произведения: 1. Аполлон (Греция, V в. до н.э.). 2. Собор Парижской Богоматери, Южный портал. 3. Микеланджело. Фреска плафона Сикстинской капеллы «Юноша». 4. А. Захаров. Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. 5. Ж.-А. Гудон. Вольтер, сидящий в кресле. 6. О. Ренуар. Танцующие на бульваре. 7. В.А. Серов. Портрет художника К. Коровина. 8. М. Шагал. Прогулка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: