double arrow

Параграф 1. Понятие природных ресурсов и вещных прав на них


Вещные права на природные ресурсы имеют ряд особенностей, связанных с их естественной и общественной спецификой. Именно эти особенности с учетом общих положений о вещных правах, изложенных в соответствующих главах настоящей работы, являются предметом анализа в данной главе.

Говоря об особенностях вещных прав на природные ресурсы, остановимся на самом юридическом понятии природных ресурсов. Легальное определение природных ресурсов дано в Законе Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" от 15 июля 1997 г. В ст. 1 этого Закона природные ресурсы определены как составные части окружающей среды, используемые в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества. Таким образом, закон характеризует природные ресурсы как части окружающей природной среды, т. е. понятие видовое по отношению к более широкому понятию "окружающая среда". Сама же окружающая природная среда легально определена как совокупность природных объектов, в т. ч. природных ресурсов - как живых, так и неживых, включая атмосферный воздух, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии.

Вещные права, по законодательству Казахстана, могут устанавливаться только в отношении той части окружающей среды, которая относится к природным ресурсам, но не других объектов природной среды. Последние могут находиться под охраной закона, однако право собственности и другие вещные права устанавливаются только в отношении природных ресурсов. Так, согласно п. 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

Нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан относительно вещных прав на природные ресурсы немногочисленны и лаконичны. Статья 193 ГК воспроизводит п. 3 ст. 6 Конституции о праве собственности на природные ресурсы. Среди других вещных прав на природные ресурсы ГК специально упоминает лишь право землепользования (подпункт 1 п. 1 ст. 195), но вместе с тем говорит и о существовании, кроме прямо перечисленных в ст. 195, также и других вещных прав.




Небольшое количество норм ГК, говорящих непосредственно о природных ресурсах, объясняется тем, что к отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды применяется прежде всего специальное, а не гражданское законодательство. Специальное же законодательство о природной среде и природных ресурсах как части природной среды достаточно обширно и подразделяется на межотраслевое и отраслевое. К межотраслевому законодательству, касающемуся окружающей среды, относится прежде всего Закон "Об охране окружающей среды" от 15 июля 1997 г., в котором сформулированы легальные определения природной среды и природных ресурсов, а также имеются специальные главы о природных ресурсах и природопользовании, лицензировании деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Среди отраслевых законодательных актов, касающихся природных ресурсов, следует упомянуть Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона "О земле" от 22 декабря 1995 г. и "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 г., Лесной кодекс и Водный кодекс, принятые соответственно 23 января 1993 г. и 31 марта 1993 г., а также Закон "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" от 21 октября 1993 г. Следует отметить, что упомянутые выше Указы "О земле" и "О недрах и недропользовании" приняты после принятия действующей Конституции Республики Казахстан, а Лесной кодекс, Водный кодекс и Закон "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" приняты до принятия действующей Конституции Республики Казахстан, что в определенной мере сказалось и на содержании норм, включенных в эти законы. Заметим, что перечисленные Указы в большей мере, чем законы, принятые до принятия действующей Конституции РК, соответствуют объективным закономерностям гражданского общества, характеру рыночных отношений в Казахстане.



Вещные права по законодательству Казахстана, как мы уже говорили, устанавливаются только на природные ресурсы, а не на природную среду. Отсюда важность точного определения в законе самого понятия природных ресурсов. Если исходить из того определения, которое дано в Законе "Об охране окружающей среды", то окажется, что вещные права, в т. ч. право собственности, может устанавливаться только на те объекты природной среды, которые используются в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества. Но такой вывод противоречил бы не только п. 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан, которая говорит о праве государственной собственности на землю, ее недра, воды и другие природные ресурсы, не выделяя те их части, которые используются в процессе хозяйственной и иной деятельности, но и отраслевому законодательству об отдельных видах природных ресурсов. Так, например, согласно п. 2 ст. 30 Указа "О земле", вся земля, кроме земельных участков, находящихся в частной собственности, является государственной собственностью. Из сказанного вытекает, что вся земля как природный ресурс, а не только та, которая используется в процессе хозяйственной и иной деятельности, является государственной или частной собственностью. Кстати, в подпункте 5 ст. 1 Указа "О земле" земельные ресурсы определены не только как земля используемая, но и такая, которая может быть использована, что точнее, по сравнению с определением природных ресурсов в Законе "Об охране окружающей среды". Вместе с тем, в Указе "О земле" сказано, что земельные ресурсы - это земля, которая используется или может быть использована в отраслях экономики, что ограничивает признание земли земельными ресурсами только сферой использования или возможного использования ее в отраслях экономики, а не по другому назначению. Думается, что при определении понятия природных ресурсов целесообразно было бы объединить то положительное, что имеется в обоих легальных определениях природных, в частности земельных ресурсов, сформулировав понятие этих ресурсов примерно следующим образом: природные ресурсы это составные части окружающей среды, которые используются или могут быть использованы в процессе хозяйственной, а также иной человеческой деятельности. Соответствующие изменения следует внести в законодательство.

Вещные права, включая вещные права на природные ресурсы, - это всегда имущественные права, основным из которых является право собственности. Объектами этих прав выступают различные виды природных ресурсов, так как в природе не существует природных ресурсов вообще. В качестве объектов вещных прав объекты природы выступают не только в их естественном состоянии, но прежде всего - в социальном качестве имущества, а в имуществе, как таковом нет даже атомов естественных элементов природы. Имущество - это общественная форма естественных объектов, особенности которой обусловлены естественными и общественными свойствами различных видов таких объектов (260). Природные объекты, входящие в состав природных ресурсов - это одна из важных частей имущества как объекта имущественных прав.

Имущество как объект прав не следует отождествлять только с их экономической природой как товаров, что, например, сделано в работе "Основы государства и права Республики Казахстан", в которой указано, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы - это не имущество, не товары, а дары природы и имеют естественно-природное начало. И не случайно поэтому они исключены из гражданского, товарно-денежного оборота (261).

Надо отметить, что подобный взгляд господствовал в науке земельного и других отраслей права о природных ресурсах и связывался с принципом исключительности государственной собственности на землю, ее недра, воды и леса, закреплены в Конституции СССР 1977 г. (ст. 11). В казахстанской литературе этот взгляд, на основе анализа многочисленных работ в советской юридической литературе, отстаивался в работе А. Е. Еренова, Н. Б. Мухитдинова, Л. В. Ильяшенко, в которой к числу принципов земельного права относилось исключение земли и других объектов природы из товарного (гражданского) оборота. Причем этот принцип выводился из принципа исключительной государственной собственности на землю и другие объекты природы (262). Действительно, мнение об исключении земли и других объектов природы из гражданского оборота в научной литературе опиралось на нормы законодательства, существовавшего в СССР. Однако, указанный взгляд, высказанный в работе, изданной в 1997 г., не учитывает тех изменений, которые произошли в социально-экономическом строе Республики Казахстан после обретения им независимости, а именно перехода к гражданскому обществу, рыночной экономике, а также то обстоятельство, что объекты природы выступают в качестве объектов прав не только в своих естественных, но и общественных качествах.

Действительно, объекты природы - это естественные природные предметы. Но правом, как объекты права собственности и других вещных прав они опосредуются не непосредственно в своих природных качествах, а в своем социальном качестве имущества. Не случайно, говоря об объектах гражданских прав, ст. 115 ГК указывает, что ими являются имущественные и личные блага и права, а имущественные блага и права объединяются в ст. 115 ГК понятием имущества. Право собственности (и не только частной, но и государственной) является основным и типичным имущественным правом. Это обосновывается не только в научной литературе (263), но и получило закрепление в законодательных актах, в т. ч. отраслевых, о природных ресурсах, причем имуществом закон признает не только вещи, находящиеся в обороте, но и вещи, изъятые из него (п. 2 ст. 116 ГК).

В отраслевых законодательных актах о природных ресурсах, принятых после введения в действие новой Конституции Республики Казахстан, подчеркивается, во-первых, что право собственности на природные ресурсы является имущественным правом и, во-вторых, что эти ресурсы включены в товарно-денежный оборот. Считаем, наиболее развиты соответствующие нормы в Указе "О земле". Так, например, в п. 5 ст. 33 этого законодательного акта прямо сказано, что земельный участок, находящийся в частной собственности, является недвижимым имуществом, а в п. 2 ст. 34 Указа установлено, что собственник вправе совершать в отношении своего земельного участка любые сделки, не запрещенные законодательными актами. Включены в гражданский оборот не только земельные участки, находящиеся в собственности, но и права землепользования. В ст. 43 Указа "О земле" сказано, что негосударственные землепользователи, обладающие правом постоянного землепользования, могут без какого-либо разрешения государственных органов распоряжаться этим правом, как-то: продавать, дарить, сдавать во вторичное землепользование, менять, переуступать в иных формах, сдавать в залог, завещать, вносить в качестве взноса в уставные фонды хозяйственных товариществ или в имущество кооперативов, а также совершать в отношении этого права иные сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством.

Другие природные ресурсы не могут находиться в частной собственности. Поэтому оборот их ограничен по сравнению с оборотом земельных участков. Но, тем не менее, как объекты права государственной собственности, т. е. имущественного права, они являются имуществом. И хотя с ограничениями, но включены в гражданский оборот, т. е. представляют собой имущество, ограниченное в обороте. Так, например, согласно ст. 13 и 14 Указа "О недрах и недропользовании", предоставление права недропользования в ряде случаев происходит на основе лицензии и контракта, а передача права недропользования с разрешения лицензионного органа производится на основе гражданско-правовых сделок. Допускается передача права недропользования в залог на основе договора залога имущественных прав (ст. 15 Указа "О недрах и недропользовании").

Другие специальные законодательные акты о природных ресурсах, принятые до принятия действующей Конституции, по нашему мнению, недостаточно учитывают реалии перехода Республики Казахстан к рыночной экономике и нуждаются в соответствующих изменениях. Но тем не менее, согласно ст. 34 Лесного кодекса, предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование, кроме предназначенных для сенокошения и пастьбы скота, производится в форме аренды. Законом "Об охране окружающей среды", принятом в 1997 г., установлено, что природные ресурсы предоставляются в пользование на основе лицензий местных исполнительных органов и контрактов (ст. 14 Закона). Договоры (контракты) на природопользование заключаются между природопользователями и исполнительными органами или Правительством Республики Казахстан (ст. 23 Закона).

Из сказанного видно, что основные права на природные ресурсы являются имущественными правами, среди которых важнейшее место занимают вещные права.

Вещные права обычно подразделяют на права на свое имущество и права на чужое имущество. Вещным правом на свое имущество является право собственности. Все остальные вещные права являются правами на чужое имущество.

Опираясь на перечень вещных прав, данный в законодательных актах, и то научное понятие этих прав, которое сформулировано в предыдущих главах данной работы, можно сказать, что к числу наиболее распространенных вещных прав в законодательстве о природных ресурсах следует отнести следующие субъективные права:

1. Право собственности на природные ресурсы;

2. Право природопользования;

3. Сервитуты;

4. Залог на природные ресурсы.

Специальные разделы о праве собственности и иных вещных правах имеются в Гражданском кодексе Республики Казахстан и Указе Президента Республики Казахстан "О земле". Однако, перечни вещных прав в этих законодательных актах не носят исчерпывающего характера и не во всем совпадают. Оба законодательных акта включают в число вещных прав право собственности (гл. 8 ГК, гл. 5 Указа "О земле") и право землепользования (ст. 195 ГК, гл. 6 Указа "О земле"). В обоих законодательных актах имеются нормы о залоге. Однако в Гражданском кодексе они помещены не в разделе о праве собственности и иных вещных правах, а в разделе об обязательственном праве, а в Указе "О земле" гл. 8 о залоге земельного участка и права землепользования включена в раздел о праве собственности и иных вещных правах.

Имеются и существенные различия в составе вещных прав, перечисленных в Гражданском кодексе и Указе "О земле".

Что касается другого законодательства о природных ресурсах, кроме земельного, то термин "вещное право" в нем не используется, хотя нормы о таких вещных правах, как право собственности и право пользования соответствующими природными ресурсами, в нем имеются.

При доработке законодательства о лесах, водах и животном мире с учетом перехода Казахстана к рыночной экономике и действующей Конституции Республики Казахстан, нормы о вещных правах должны получить адекватное наименование, а сами институты вещных прав - развиты с учетом опыта земельного законодательства и по возможности унифицированы.

Основным вещным правом выступает право собственности. Нормы о праве собственности на природные ресурсы включены в Конституцию Республики Казахстан, Гражданский кодекс, межотраслевые и отраслевые законодательные акты о природных ресурсах.

Формула п. 3 ст. 6 Конституции РК нуждается в конкретизации в законодательстве о природных ресурсах. Во-первых, по смыслу этого пункта под растительным и животным миром как объектом государственной собственности понимаются прежде всего растения в их естественном природном состоянии, а под животным миром - животные в состоянии естественной свободы. Что касается искусственных насаждений, то они могут быть объектом как государственной, так и частной собственности. Например, посевы и другие зеленые насаждения могут быть государственной собственностью, если они принадлежат государственным предприятиям и учреждениям, и находиться в частной собственности, если принадлежат гражданам или негосударственным организациям. То же самое можно сказать и о домашних животных, а также диких животных, находящихся не в состоянии естественной свободы. Таким образом, именно растительный мир в его естественном природном состоянии и животные в состоянии естественной свободы охватываются понятием "природные ресурсы" в юридическом смысле слова.

В государственной собственности находятся и другие природные ресурсы, которые по своим свойствам могут быть объектом собственности. Но есть и такие природные ресурсы, которые не могут быть объектом права собственности и, следовательно, находиться в государственной собственности: например, климат, солнечное излучение. Следовательно, на них не могут устанавливаться вещные права.

Из текста п. 3 ст. 6 Конституции вытекает, что из всех природных ресурсов только земля может находиться в государственной и частной собственности. Все остальные природные ресурсы могут принадлежать на праве собственности только государству.

Право собственности на природные ресурсы как вещное право имеет ряд особенностей. Эти особенности касаются субъектов, объектов, содержания и защиты права собственности на природные ресурсы, причем эти особенности иногда дифференцируются в зависимости от вида природных ресурсов и вида собственности.

Согласно п. 1 ст. 192 ГК, государственная собственность в Республике Казахстан выступает в виде республиканской и коммунальной. Законодательные акты о природной среде - межотраслевые и отраслевые содержат нормы о компетенции государственных органов разных уровней по реализации права государственной собственности на природные ресурсы. На наш взгляд, компетенцию государственных органов по реализации права государственной собственности в отраслевых законодательных актах о природных ресурсах следует скоординировать с нормами главы 3 Закона "Об охране окружающей среды" с учетом нормы п. 2 ст. 2 этого же Закона, по которой, в случае противоречий между вышеупомянутым и иными актами, содержащими нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды, последние могут применяться только после внесения в указанный Закон соответствующих изменений.

Объектом права государственной собственности на природные ресурсы являются именно природные ресурсы - составные части природной среды, неотделенные от нее. Основные виды природных ресурсов, как объектов права собственности, перечислены в п. 3 ст. 6 Конституции РК - это земля, ее недра, воды, растительный и животный мир. Каждому из этого видов природных ресурсов, кроме растительного мира, посвящены отдельные отраслевые законодательные акты. Что касается растительного мира, то отдельный отраслевой законодательный акт - Лесной кодекс - посвящен лишь части растительного мира - лесам. Мы полагаем, что при совершенствовании законодательства нужно в точном соответствии с Конституцией посвятить отдельный законодательный акт не лесам, а именно растительному миру, частью которого являются леса.

Право государственной собственности распространяется на те природные ресурсы, которые находятся в пределах границ Казахстана, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Особо следует остановиться на перемещающихся природных ресурсах. Так, например, воды в реках вливаются в пределы Республики Казахстан и выходят за них. Мигрирующие дикие животные, в т. ч. и перелетные птицы, периодически перемещаются на ее территорию и с территории республики. Поступление перемещающихся природных ресурсов на территорию Республики Казахстан являются тем юридическим фактом, на основании которого возникает право государственной собственности на них, а их перемещение за пределы границ республики - тот юридический факт, который служит основанием прекращения права государственной собственности на эти ресурсы. Однако, учитывая международное значение перемещающихся природных ресурсов, их правовой режим может быть урегулирован международными договорами.

Следует отметить особенности права государственной собственности на землю. Помимо государственной собственности на землю в республике признается также частная собственность на земельные участки. Поэтому, согласно п. 2 ст. 30 Указа "О земле", государственной собственностью является вся земля, кроме земельных участков, находящихся в частной собственности.

Природные ресурсы, как объект права собственности, не следует смешивать с частями природных ресурсов, отделенных от природной среды. На эти отделенные части природных ресурсов, которые, по существу, юридически приобретают иные свойства, может устанавливаться совершенно иной правовой режим, чем на сами природные ресурсы (хотя в обоих случаях речь идет о природных ресурсах как имуществе и в обоих случаях на них может устанавливаться вещное право). Например, минеральное сырье, т. е. извлеченная на поверхность часть недр или техногенные минеральные образования, т. е. отходы горного, обогатительного, металлургического и других видов производства, содержащие полезные ископаемые, в силу п. 2 и 3 ст. 5 Указа "О недрах и недропользовании" могут принадлежать, если иное не установлено контрактом, на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления недропользователю. То же самое можно сказать и о ряде других природных ресурсов, например, воде. Не случайно, говоря о природных ресурсах как объекте государственной собственности, Конституция употребляет термин "воды", а не "вода". С этой точки зрения представляется неудачной и противоречащей Конституции Республики Казахстан терминология Закона "Об охране окружающей среды", который в ст. 11 говорит о том, что вода (а не воды) находится в государственной собственности.

Что касается права частной собственности на природные ресурсы, то из всех природных ресурсов частному собственнику может принадлежать только земля, которая, согласно п. 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан, может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Такие основания, условия и пределы частной собственности на землю установлены Указом "О земле". Объектом частной собственности на землю всегда является земельный участок (или земельные участки). Под земельным участком подпункт 6 ст. 1 Указа "О земле" понимает выделенную в замкнутых границах часть земли, закрепляемую в установленном порядке за субъектами земельных отношений.

Согласно п. 1 ст. 14 Указа "О земле", вещные права на земельный участок, поскольку иное не установлено законодательными актами, распространяются на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, лесные насаждения. Объектам права частной собственности на землю Указ "О земле" посвящает специальную статью (33-ю). Ст. 33 Указа "О земле" выделяет объекты частной собственности на земли, которые могут принадлежать только гражданам или негосударственным юридическим лицам, а также дает перечень земель, участки которых не могут быть объектами частной собственности. В частной собственности только граждан могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, причем на такие участки исключается возможность частной собственности иностранных граждан.

В частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц могут находиться участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в т. ч. жилыми зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и сооружений в соответствии с их назначением.

Запрещено передавать в частную собственность земельные участки на землях сельскохозяйственного назначения (кроме земель, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства), землях обороны, особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фондов, а также земли общего пользования землях населенных пунктов.

В настоящее время встал вопрос о расширении круга земель, которые могут быть объектом частной собственности. Думается, что в число объектов права частной собственности следует прежде всего включить земли сельскохозяйственного назначения.

Что касается содержания права собственности на природные ресурсы, то некоторые отраслевые законодательные акты о природных ресурсах воспроизводят формулу п. 1 ст. 188 Гражданского кодекса. По этой статье право собственности - это право субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Таким образом определяется содержание права собственности через традиционную для законодательства триаду правомочий собственника (подпункт 13 ст. 1 Указа "О земле", п. 2 ст. 5 Лесного кодекса).

В других отраслевых нормативных актах, например, Указе "О недрах и недропользовании", Водном кодексе, имеются лишь нормы о праве государственной собственности на соответствующие виды природных ресурсов, без расшифровки правомочий собственника. Однако государство как собственник природных ресурсов обладает теми правомочиями, которые предусмотрены п. 1 ст. 188 Гражданского кодекса, поскольку этот Кодекс имеет специальную норму о праве государственной собственности на природные ресурсы (ст. 193). Осуществление правомочий собственника - государства на природные ресурсы имеет некоторые особенности, в частности, оно происходит через уполномоченные государственные органы. При этом собственник, в соответствии с п. 3 ст. 188 ГК, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащих ему природных ресурсов любые действия, не запрещенные законом, в т. ч., оставаясь собственником, передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами другим субъектам права. Практически государство как собственник природных ресурсов имеет всю триаду правомочий собственника и во всей их полноте на природные ресурсы, не переданные в пользование другим субъектам права. Формы реализации этих правомочий закреплены в отраслевом законодательстве о природных ресурсах применительно к отдельным их видам. При этом реализация правомочий государства как собственника осуществляется не только гражданско-правовыми методами, но и административными, причем если по законодательству о природных ресурсах до обретения Казахстаном независимости превалировали административные методы, а гражданско-правовые применялись в сравнительно ограниченных случаях, то по действующему в настоящее время законодательству все большую роль приобретают гражданско-правовые методы реализации правомочий государственной собственности на природные ресурсы. В основном государство реализует правомочия владения и распоряжения и в меньшей степени правомочие пользования, главным образом на природные ресурсы, не переданные в пользование других субъектов права.

Формы реализации права государственной собственности на земельные участки, из земель, находящихся в государственной собственности, предусмотрены ст. 32 Указа "О земле". Эти участки могут быть:

1. проданы или переданы безвозмездно в частную собственность;

2. предоставлены в постоянное или временное землепользование;

3. реализованы в иных правовых формах в случаях, предусмотренных Указом "О земле", другими законодательными актами или международными договорами.

В аналогичных формах в общем реализуется право государственной собственности и на другие виды природных ресурсов, кроме продажи и передачи их в частную собственность, поскольку в частной собственности по законодательству Казахстана, могут находиться лишь земельные участки, причем только на землях, которые могут находиться в частной собственности. Таким образом, государство ограничено в реализации правомочия распоряжения в отношении отчуждения природных ресурсов в частную собственность.

Основной формой реализации правомочия распоряжения является предоставление природных ресурсов в постоянное или временное пользование. Порядок предоставления природных ресурсов государством-собственником подробно урегулирован в общем плане главами 4 и 5 Закона "Об охране окружающей среды" и отраслевыми законодательными актами о природных ресурсах (глава 6 Указа "О земле", глава 3 Указа "О недрах и недропользовании", глава 5 Лесного кодекса, глава 4 Водного кодекса). Чаще всего природные ресурсы предоставляются на основе лицензий (разрешений). Такой порядок предусмотрен, в частности, ст. 14 Закона "Об охране окружающей среды". Однако эта статья конкретизируется в отраслевом законодательстве о природных ресурсах. Например, в соответствии с п. 1 ст. 39 Указа "О земле", передача и отчуждение права землепользования происходит на основе гражданско-правовых сделок. Предоставление участков лесного фонда в пользование осуществляется на основе специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета, ордера, лесного билета (п. 1 ст. 31 Лесного кодекса).

Из сказанного следует, что порядок предоставления в пользование различных природных ресурсов по отраслевому законодательству о природных ресурсах нуждается в определенной унификации с учетом перехода республики к рыночным отношениям и нормы ст. 14 Закона "Об охране окружающей среды". Важной формой реализации правомочия распоряжения со стороны государства - собственника природных ресурсов - является изъятие (выкуп) участков природных ресурсов у природопользователей. Изъятие (выкуп) участков природных ресурсов, находящихся в пользовании субъектов права природопользования, может происходить только в случаях, предусмотренных законодательными актами в установленном этими актами порядке (см., например, ст. ст. 63 - 75 Указа "О земле").

Что касается правомочий владения и пользования, то они остаются, наряду с правом распоряжения, у государства - собственника природных ресурсов на ресурсы, не переданные в пользование природопользователей.

Важным и специфическим вещным правом на природные ресурсы является право природопользования (право пользования природными ресурсами). Его не следует смешивать с правомочием пользования собственника природных ресурсов. Это два различных вида права. Правомочие пользования как одно из правомочий собственника последний осуществляет в отношении находящихся в его собственности природных ресурсов; право пользования природными ресурсами осуществляется всегда в отношении ресурсов, находящихся в собственности не пользователя, а другого субъекта права, главным образом, государства. Лишь право пользования земельным участком может иметь место как на землях, находящихся в государственной, так и в частной собственности.

Право природопользования, как правило, включает в себя и право владения на находящиеся в пользовании участки природы. Можно сказать, что с правом владения соединены и некоторые другие виды природопользования, например, недропользование, большинство видов лесопользования и водопользования, а также пользования другими видами растительного мира. Что касается права пользования диким животным миром, то оно, как правило, не соединено с правом владения дикими животными, но распространяется на охотничьи и рыболовные угодья.

Право пользования природными ресурсами производно от права собственности на них.

С производностью права пользования природными ресурсами от права государственной собственности связано деление права природопользования на первичное, т. е. приобретаемое у собственника природных ресурсов, и вторичное, приобретаемое у их первичного пользователя (подпункт 4 п. 1 ст. 36 Указа "О земле" и ст. 26 Водного кодекса). Объем прав вторичного пользователя природных ресурсов уже объема прав первичного пользователя. Однако как первичное, так и вторичное право пользования природными ресурсами являются вещными правами, хотя имеют и черты обязательственных прав.

Право пользования природными ресурсами подразделяется также на постоянное и временное, общее и специальное (ст. ст. 12 и 13 Закона "Об охране окружающей среды").

Другие легальные классификации видов прав пользования природными ресурсами, имеющиеся в законодательных актах об отдельных видах природных ресурсов, могут совпадать для нескольких их видов, а могут и отражать специфику одного их вида. Например, как право землепользования, так и право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным (п. 1 ст. 35 Указа "О земле" и п. 2 ст. 10 Указа "О недрах и недропользовании"). Типичным примером классификации, отражающей лишь специфику одного из объектов природопользования, является ст. 29 Лесного кодекса, по которой в лесном фонде могут осуществляться такие виды лесопользований, как заготовка древесины, заготовка второстепенных лесных материалов, древесных соков; побочные лесные пользования (например, сенокошенье и пастьба скота); пользование лесом в культурно-оздоровительных целях; пользование для нужд охотничьего хозяйства.

Однако все виды природопользования имеют некоторые общие специфические черты. К ним можно, во-первых, отнести целевой характер пользования всеми видами природных ресурсов. Согласно п. 1 ст. 20 Закона "Об охране окружающей среды", природопользователи обязаны использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления. С целевым назначением права природопользования связаны объем и характер прав и обязанностей природопользователей отдельных видов природных ресурсов.

Во-вторых, для права пользования природными ресурсами характерна ограниченность их в гражданском обороте. Это выражается в том, что получение природных ресурсов в пользование, как правило, осуществляется на основе специальных разрешений уполномоченных государственных органов - лицензий. Согласно п. 1 ст. 21 Закона "Об охране окружающей среды", лицензированию подлежит использование природных ресурсов в соответствии с законодательством о них.

Лицензия - это и есть разрешение компетентного государственного органа на пользование природными ресурсами, причем в лицензии указывается и цель, для которой могут использоваться природные ресурсы лицами, получившими лицензию. Впрочем, в отраслевом законодательстве о природных ресурсах разрешение на природопользование не всегда именуется лицензией. Так, например, в ст. 13 Указа "О недрах и недропользовании" сказано, что представление права недропользования на разведку, добычу, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей, производится на основе лицензии и контракта, т. е. сложного фактического состава, а предоставление права недропользования на государственное геологические изучение недр производится на основе административного акта уполномоченного органа или контракта. Согласно ст. 31 Лесного кодекса, участки лесного фонда предоставляются на основании специальных разрешительных документов, именуемых в зависимости от вида лесопользования лицензией, лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом. Лишение в установленном законом порядке природопользователя разрешения на природопользование влечет за собой и прекращение права природопользования.

В некоторых случаях, помимо права пользования и владения на природные ресурсы, право природопользования может включать в себя и право ограниченного распоряжения природными ресурсами. Так, например, передача права недропользователям недропользования, возникшего на основе лицензии, другому лицу, может быть произведена лишь с разрешения лицензионного органа. Но сама передача в этом случае осуществляется на основе гражданско-правовых сделок (ст. 14 Указа "О недрах и недропользовании").

В случаях, предусмотренных законодательными актами, предоставление природных ресурсов в пользование и передача права природопользования другим лицам осуществляется на основе гражданско-правовых сделок.

Особо следует остановиться на праве землепользования как виде пользования природными ресурсами, имеющем специфические правовые особенности. Право землепользования, как и другие виды права природопользования, имеет целевой характер. Однако в ряде случаев оно включается в гражданский оборот с правовым режимом, близким к праву частной собственности на земельный участок. Это касается прежде всего права постоянного и долгосрочного временного землепользования граждан и негосударственных юридических лиц. Согласно ст. 43 Указа "О земле", негосударственные землепользователи, обладающие правом постоянного землепользования, могут без какого-либо разрешения государственных органов распоряжаться этим правом, как-то: продавать, дарить, сдавать во вторичное землепользование, менять, переуступать в иных формах, сдавать в залог, завещать, вносить в качестве взноса в уставные фонды хозяйственных товариществ или пая в имущество кооперативов, в т. ч. с иностранным участием, а также совершать в отношении этого права иные сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством. Более ограниченным в обороте является право долгосрочного первичного землепользования негосударственных землепользователей. Эти землепользователи вправе сдавать принадлежащие им участки в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное землепользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования (ст. 41 Указа "О земле").

Еще более ограничено в обороте право вторичного землепользования, которое всегда является временным. Обладатель права вторичного землепользования может на определенных условиях сдавать участок в аренду или передавать во временное безвозмездное землепользование.

Во всех указанных случаях землепользователь, кроме права пользования и владения земельным участком, обладает также правом распоряжения своим правом и по составу правомочий близок к частному собственнику земельного участка. Однако объектом права, которым распоряжается собственник, является непосредственно земельный участок как объект права собственности, а негосударственный землепользователь распоряжается непосредственно включенным в оборот правом землепользования и только опосредствованно через право землепользования - земельным участком.

Важное практическое значение включения в оборот права землепользования заключается в том, что посредством этого включаются в гражданский оборот земли, которые не могут находиться в частной собственности, в частности, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. А это отвечает задачам развития рыночной экономики. Видимо, подобно праву землепользования, целесообразно было бы включить в оборот посредством разрешения гражданско-правовых сделок и некоторые виды права лесо- и водопользования. Это позволило бы, не нарушая конституционных принципов права государственной собственности на природные ресурсы, более полно включить некоторые их виды в систему рыночной экономики.

В значительно меньшей мере включены в гражданский оборот права землепользования государственных землепользователей. По ст. 44 Указа "О земле", государственный землепользователь не вправе отчуждать, а также сдавать в залог принадлежащее ему право землепользования, за исключением случаев, когда это связано с отчуждением в установленном порядке расположенного на земельном участке недвижимого имущества. Аналогичное правило установлено и на сдачу в аренду земельного участка государственным землепользователем. Сдача государственным землепользователем принадлежащего ему земельного участка в долгосрочную аренду допускается лишь с согласия государства в лице уполномоченного органа.

Важным видом вещных прав на природные ресурсы являются сервитуты вид вещных прав, известный еще римскому праву, но в законодательстве Казахстана он впервые закреплен в Указе "О земле". Сервитутам посвящена глава 7 этого Указа. Согласно подпункту 14 ст. 1 Указа "О земле", сервитут - это право ограниченного целевого пользования земельным участком, находящимся на праве частной собственности или праве землепользования у других лиц.

Глава 7 Указа "О земле" регламентирует четыре вида земельных сервитутов: право нахождения физического лица на чужих земельных участках и прохода через них; право иного ограниченного пользования соседним или иным земельным участком для прохода, проезда через соседний или иной земельный участок, если иной путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов. К этому же виду сервитута относится использование чужого земельного участка для прокладки или эксплуатации необходимых линий электропередач, связи, обеспечения водоснабжения, теплоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, если они не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок; использование чужого земельного участка под скотопрогонные трассы временного (сезонного) пользования; использование земельного участка для изыскательских работ.

Согласно ст. 52 Указа "О земле", законодательством могут предусматриваться другие сервитуты, кроме предусмотренных настоящим Указом.

Каковы же те юридические признаки, которые позволяют выделить сервитуты как особый институт земельного законодательства и отграничить его от права землепользования как одного из центральных институтов земельного законодательства? Думается, что ошибочно было бы при этом опираться на иные правовые системы, а не правовую систему Казахстана. Ведь как в римском праве, так, например, и в праве царской России, как и ряда других государств, в земельном или гражданском праве отсутствует в таком содержании и объеме, как в Республике Казахстан, и институт права землепользования. Даже в некоторых странах СНГ, как наследниках бывшего СССР, где институт права землепользования традиционно развит по сравнению с рыночными странами дальнего зарубежья, наряду с институтом права землепользования существует институт пожизненного наследуемого владения землей, который ликвидирован в законодательстве нашей республики. Поэтому едва ли применимы к сервитуту по законодательству Казахстана о природных ресурсах те классификации сервитутов, которые существовали в римском праве, например деление их на вещные и личные, выделение таких видов сервитутов как узуфрукт, узус (264). Вместе с тем, следует отметить, что легальное понятие сервитута, сформулированное в Указе "О земле", соответствует тем определениям, которые давались, например, в науке русского гражданского права царской России (265) или определений сервитута по законодательству стран дальнего зарубежья как обременения, установленного в отношении земельного участка или же находящегося на нем строения для нужд пользования другим участком или строением (266). Однако, это слишком общие определения, естественно, не учитывающие специфику законодательства Республики Казахстан.

Поскольку сервитут по Указу "О земле" - это особый вид права землепользования, важно выявить его признаки, отграничивающие сервитут от других видов права землепользования. Указ (ст. 1) различает право землепользования как право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование). При этом землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования в случаях и пределах, установленных Указом "О земле". От прав землепользования следует отличать право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, как право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающее на основе договора о временном пользовании земельным участком между собственником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем).

Сервитут же, как сказано выше, - это право пользования земельным участком, находящимся на праве частной собственности или праве землепользования у других лиц. Таким образом, от права землепользования земельный сервитут отличается уже тем, что право землепользования в собственном узком смысле слова - это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, а сервитут - это право пользования земельным участком, находящимся у других лиц на праве частной собственности или праве землепользования. Следовательно, сервитуты на землях, находящихся в государственной собственности, могут устанавливаться лишь тогда, когда эти земли находятся на праве землепользования у граждан или юридических лиц. Поэтому сервитут на землях, принадлежащих государству на праве государственной собственности, обременяет не это право, а право землепользования.

Что касается права временного пользования земельным участком, то сервитут отличается от него, во-первых, по содержанию права, во-вторых, по основаниям его возникновения.

Как право временного пользования земельным участком, так и сервитут имеют целевой характер. Однако содержание сервитута значительно уже содержания права временного пользования земельным участком. Временный землепользователь использует земельный участок по его хозяйственному назначению. Сервитут же имеет всегда вспомогательное, дополнительное значение для других целей обладателя сервитута. Он всегда является обременением другого права другого лица. Сервитут на сервитут никогда не может устанавливаться. Право, которым обременяется сервитут, должно иметь возможность реализоваться. Поэтому в случаях, когда право на земельный участок, обремененное сервитутом, не может использоваться по своему назначению в результате такого обременения, собственник или землепользователь земельного участка, обремененного сервитутом, вправе в судебном порядке требовать его прекращения. Сервитут может быть также прекращен по требованию частного собственника или пользователя земельным участком из-за отпадения причин, по которым был установлен сервитут (ст. 54 Указа "О земле").

Пользователь земельного участка, даже временный, обладает на него в определенной степени правом не только пользования и владения, но и распоряжения. Так, например, вторичный временный землепользователь, являющийся арендатором, имеет право сдать арендованный земельный участок (или его часть) в субаренду или передать его другому лицу на основе договора о временном безвозмездном пользовании без изменения его целевого назначения (п. 5 ст. 42). Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в т. ч. купли-продажи и залога. Он может переходить к другим лицам лишь вместе с правом, для обеспечения которого установлен сервитут (п. 2 ст. 3).

Различаются и основания возникновения сервитута и права временного пользования земельным участком. Последнее возникает только на основе договора между частным собственником земельного участка и временным пользователем. Сервитут может возникать как на основе договора заинтересованного лица с частным собственником земельного участка или землепользователем, так и непосредственно из нормативного правового акта или на основе акта местного исполнительного органа (п. 2 ст. 47 Указа "О земле").

Из сказанного видно, что сервитут по законодательству Казахстана существенно отличается от сервитутов в римском праве или даже сервитутов стран дальнего зарубежья с рыночной экономикой, например сервитутов, закрепленных в Гражданском кодексе штата Калифорния (США) (267).

Легально нормы о сервитутах в законодательстве Казахстана закреплены только в земельном законодательстве. В других нормативных актах о природных ресурсах положения, близкие по правовой природе к сервитутам земельного законодательства, законодательно оформлены в других правовых конструкциях. Например, в Водном кодексе выделено общее водопользование. Согласно ст. 27 кодекса, общее водопользование осуществляется для удовлетворения питьевых и иных нужд населения без закрепления водных ресурсов за отдельными гражданами и без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод. Специальных разрешений для осуществления общего водопользования не требуется. Право общего водопользования - это право на ограниченное целевое использование, находящихся в государственной собственности вод, возникающее непосредственно из закона. Это право сходно с земельным сервитутом, но отличается от него тем, что общее водопользование может осуществляться за счет водных источников, как закрепленных, так и не закрепленных за водопользователями.

Водный кодекс Российской Федерации право ограниченного пользования водными ресурсами квалифицирует как водный сервитут.

Близкими к сервитутам являются и побочные лесные пользования (по лесному законодательству) в форме сенокошения, пастьбы скота, сбора грибов, ягод, размещение ульев и пасек, которые по ст. 29 Лесного кодекса отнесены к видам лесопользования. Однако едва ли есть серьезные основания для законодательного превращения указанных видов водопользования и лесопользования в сервитуты или даже доктринального включения их в группу сервитутов. Эти правовые институты пользования природными ресурсами оформлены в правовые конструкции особых видов права пользования, имеющих отличия от понятия сервитута, закрепленного в земельном законодательстве. К вещным правам (точнее - к правам, имеющим вещные аспекты), относят право залога прав на природные ресурсы, правовые особенности которого проанализированы в специальной главе данной работы. Здесь следует отметить лишь то, что из всего законодательства о пользовании природными ресурсами право залога специально предусмотрено лишь земельным законодательством и законодательством о недрах и недропользовании.

В Указе "О земле" залогу земельного участка и права землепользования посвящена глава 8-я. Согласно ст. 56, предметом залога может быть земельный участок, принадлежащий залогодателю на праве частной собственности, и право землепользования. При этом Указ устанавливает, что к отношениям по залогу земельного участка и права землепользования применяются положения об ипотеке недвижимости. Вместе с тем, в главе 8-й Указа "О земле" имеются и специальные нормы, накладывающие ограничения на указанные виды залога, а также регламентирующие право залога земельного участка или права землепользования земельным участком, на котором имеются здания и сооружения.

Среди ограничений, установленных на залог земельного участка и права землепользования, следует отметить запрет на залог участка и права землепользования, когда в отношении последних не допускается законом совершение сделок, а также запрет залога права краткосрочной аренды и временного безвозмездного землепользования. Имеются и некоторые другие ограничения залога земельного участка и права землепользования.

Передача права недропользования в залог регламентирована ст. 15 Указа "О недрах и недропользовании", а также Положением о порядке выдачи разрешений на передачу права недропользования в залог, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1998 г.

Передача права недропользования в залог допускается лишь в случаях и порядке, в которых, согласно ст. 14 Указа "О недрах и недропользовании" возможна вообще передача права недропользования.

Из всех описанных выше прав на природные ресурсы легально к вещным правам отнесены следующие права на землю: право собственности, право землепользования, право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, сервитут (подпункт 1 ст. 1 Указа "О земле). Кроме того, к вещным правам на землю ст. 1 упомянутого Указа относит также "иные вещные права, кроме перечисленных выше". К таким иным вещным правам можно отнести право залога земельных участков и права землепользования. Видимо, есть все основания отнести к вещным права на другие природные ресурсы, аналогичные вещным правам на землю, а именно: право государственной собственности, большинство видов прав пользования природными ресурсами. При этом нужно исходить из признаков, присущих вещным правам, описанным в предыдущих главах работы, а не только и даже не столько по аналогии с земельными правами, легально признанными вещными. Прежде всего это абсолютный характер вещных прав, наличие у них объекта в виде вещей, наличие права следования, возможность защищать эти права с помощью вещных исков.

При этом следует учесть, что в чистом виде вещных прав не существует. Все они в той или иной степени находятся в единстве с обязательственными правами, абсолютные права находятся в единстве с относительными, а вещные права могут иногда защищаться и обязательственно-правовыми методами. Это следует принимать во внимание, поскольку выделение вещных прав в законодательстве имеет не только теоретическое, но и практическое правоприменительное значение. Из-за того, что вещные права имеют и признаки обязательственных прав, во избежание их смешения на практике, важно законодательное определение видов вещных прав, как это, например, сделано в ст. 1 Указа "О земле". При этом вещными следует законодательно признавать те права, в которых признаки вещных прав являются доминирующими, а выявление доминирующих признаков для отнесения прав к вещным - это уже задача науки права. Так, например, легальное отнесение права собственности и права землепользования к вещным правам позволило ввести в Указ "О земле" норму ст. 115, по которой право собственности и право землепользования могут защищаться в порядке, предусмотренном ст. ст. 259 - 267 Гражданского кодекса для защиты права собственности и иных вещных прав.

Учитывая сказанное, не вызывает сомнения отнесение к числу вещных права собственности на отдельные виды природных ресурсов, поскольку это право ст. 195 Гражданского кодекса относит к числу вещных.

Сложнее обстоит вопрос об отнесении к числу вещных права недропользования, водопользования и лесопользования, поскольку, в отличие от права землепользования, эти права не закреплены в законе как вещные. Однако (по аналогии с правом землепользования) эти права можно отнести к вещным, поскольку они имеют в основном те же юридические признаки, что и право землепользования, в частности, эти права включают в себя и право владения на недра, воды и леса, носят абсолютный характер и могут защищаться вещными владельческими исками.

Но есть еще и такие виды права пользования природными ресурсами, при которых у пользователей трудно выявить право владения ресурсами (например, право любительской охоты, право сбора грибов в лесах и некоторые другие аналогичные права пользования). Защита этих прав с помощью вещных исков практически невозможна и возможность отнесения таких видов права пользования природными ресурсами к вещным нуждается в дальнейших научных исследованиях.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: