CD-R, так и CD-RW

Объём данных, которые можно записать на один компакт-диск, различен. Стандартными являются диски, объём которых равен 650 Мбайт или 74 минут звучания (если диск записан в формате AudioCD). В настоящее время практически все устройства, как читающие, так и записывающие, могут без проблем работать с дисками увеличенного объёма. На такие диски можно записывать до 700 Мбайт данных или 80 минут звука.

Здесь можно обнаружить некоторое несоответствие: ведь одна минута несжатого звука в формате, использующемся на звуковых компакт- дисках, занимает около 10 Мбайт. Соответственно, на диск объёмом 700 Мбайт, по идее, должно помещаться примерно 70 мин музыки, а на самом деле там помещается 80 мин.

Дело в том, что формат записи звукового диска весьма сильно отличается от формата диска с данными. Так, на диске с данными присутствует больше избыточной информации, которая повышает надёжность и долговечность носителя. Действительно, если некоторое музыкальное произведение умещается на звуковом компакт-диске в виде звуковой дорожки, это ещё не значит, что оно же уместится на нем в виде файла.

Существуют и компакт-диски ещё большей плотности. Некоторые компании разработали диски объёмом 800 и 900 Мбайт и даже 1 Гбайт, а «апофеозом» подобных разработок явился так называемый DDCD – компакт-диск двойной плотности (doubledensitycompactdisc). На такой диск помещается вдвое больше информации, чем на обычный (соответственно 1300 или 1400 Мбайт). Ни один из этих «больших» форматов не получил широкого распространения.

2.4. Форматы CD-DA (CD Audio), Data CD, VideoCD, Super Audio CD (SACD), Super Video CD (SVCD) и смешанные форматы

Формат CD-DA (CD Audio). Компакт-диск изначально появился как носитель для записи и прослушивания музыки на смену виниловым грампластинкам. Наверно поэтому он и был назван «компактным» – физические размеры компакт-диска намного меньше размеров грампластинки. Представление звука на звуковом компакт-диске, соответственно, было первым стандартом для этого носителя.

Стандартный формат для представления звука на компакт-диске называется CD-DA (CompactDisc – DigitalAudio), т.е. «компакт-диск – цифровой звук». Обратите внимание, что в этом названии прослеживается основная цель разработки стандарта компакт-диска – замена грампластинок, которые были, разумеется, аналоговыми.

В качестве стандарта для звуковых компакт-дисков была принята частота дискретизации, равная 44,1 кГц. Что касается амплитудного разрешения, то можно заметить, что с увеличением количества градаций амплитудной шкалы повышается точность воспроизведения. В звуковых компакт-дисках используется 65536 амплитудных градаций. Как известно, для представления чисел в диапазоне от 0 до 65535 необходимо 16 бит информации, поэтому говорят о 16-битном разрешении, или попросту о «16-битном звуке». Это значение тоже сегодня никак не может считаться идеальным, но в своё время, когда сравнения проводились с относительно шумными и искажёнными аналоговыми записями, оно казалось достаточным.

Таким образом, для звуковых компакт-дисков (CD-DA) стандартом является представление звука с частотой дискретизации 44 100 Гц и амплитудным разрешением 16 бит. На такие компакт-диски записывается только стереозвук, т.е. два раздельных звуковых потока для левого и правого каналов.

Что касается структуры звукового компакт-диска, то вкратце можно сказать следующее. Звуковой компакт-диск делится на отдельные звуковые дорожки, число которых может изменяться от 1 до 99. Каждой дорожке соответствует небольшой файл с расширением.cda, который содержит ссылку на физическое расположение звуковых данных на диске. Файлы.cda, таким образом, являются только указателями, а сами звуковые данные не являются частью файловой структуры диска.

Стандарт для хранения данных на компакт-диске сейчас обычно называют DataCD (компакт-диск с данными), хотя раньше обычно употребляли название CD-ROM, т.е. постоянная память на компакт-диске.

Стандарт определяет максимальный объём компакт-диска с данными в 650 Мбайт. Сейчас практически все устройства для чтения компакт-дисков совместимы также с «80-минутными» дисками, на которых в формате DataCD можно записать до 700 Мбайт. Следует учитывать, что закрывающие записи сессий также требуют некоторого количества дискового пространства. Отсюда вывод: если запись данных на диск ведётся за несколько сессий, то, чем больше сессий, тем меньше самих данных поместится на диске.

На диске, записанном в стандарте VideoCD, изображение записывается с качеством, сравнимым с обычными бытовыми видеокассетами (VHS). Так утверждает стандарт, а вот по наблюдениям многочисленных пользователей, как правило, это качество воспринимается немного хуже, чем с кассет VHS.

Звуковая дорожка на дисках стандарта VideoCD записывается с обычным качеством звукового компакт-диска – с частотой дискретизации 44100 Гц и разрешением 16 бит. Таким образом, будучи равными или даже несколько уступая по качеству изображения бытовым видеокассетам VHS, диски VideoCD имеют преимущество в звуке.

Полную спецификацию стандарта VideoCD определяет так называемая «Белая книга» (WhiteBook) 2.0. Там описаны все условия, которые должны быть соблюдены, чтобы записанный диск VideoCD был полноценным, т.е. совместимым со всеми устройствами чтения VideoCD. Вот какие спецификации в частности, определены для дисков стандарта

VideoCD:

− кодирование информации по алгоритму MPEG-1;

− максимальная скорость потока видеоданных – не более 1151959 бит/с;

− максимальная скорость потока звуковых данных – не более 224 кбит/с;

− размер кадра для стандарта PAL – 352×288 пикселей;

− размер кадра для стандарта NTSC – 352×240 пикселей;

− строго определённая структура папок.

Стандарт определяет, что звуковая дорожка для фильма должна быть обязательно двухканальной, т.е. стерео. Оцифровка, как уже говорилось ранее, производится с качеством обычного звукового компакт-диска. Однако если записать звук на компакт-диск в несжатом виде, то для видеоматериала места уже не останется. Поэтому звуковые данные хранятся на диске в сжатом виде, о чём говорит пункт стандарта, определяющий скорость потока звуковых данных не более 224 кбит/сек. Видеоматериал тем более приходится сжимать с помощью алгоритма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: