double arrow

Тема 2. Правовое государство и гражданское общество


1. Соотношение общества и государства

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.

Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания:

1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях;

2) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

3) обязательность основного общего образования и т. д.

Основной Закон определяет обязанности государства в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.

В демократическом правовом государстве правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.

Большую роль в этом процессе должен играть Конституционный Суд, от которого в значительной мере зависит правильное, соответствующее Конституции толкование принципа социального правового государства, его содержания в политической области, в сфере охраны труда и здравоохранения, обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых людей, развития социальных служб и т. п.

2. Понятие, структура, принципы гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и на самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

Признаки гражданского общества:

1) Это открытая для общения с другими обществами социальная систем.

2) Это сложносконструированная и плюралистическая система.

3) Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Принципы гражданского общества:

· экономическая свобода, рыночная экономика

· легитимности и демократический характер власти

· признание и защита естественных прав человека и гражданина

· равенство перед законом и судом

· наличие правового государства

· невмешательство государства в частную жизнь.

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить

Структура гражданского общества:

· личность

· семья

· школа

· церковь

· собственности и предпринимательство

· социальные группы, слои, классы

· частная жизнь граждан и ее гарантии

· институты демократии

· общественные объединения

· независимое правосудие

· система воспитания и образования

· свободные средства массовой информации

· негосударственные социально-экономические отношения и др.

3. Основные подходы к проблеме соотношения государства и права.

Вопрос о соотношении государства и права в теории юриспруденции считается одном из дискуссионных, т. к. существуют различные подходы по рассмотрению этого соотношения. Однако этот вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. он важен для построения действительно демократического и правового государства.

В настоящее время существует несколько методологических подходов к вопросу о соотношении государства и права:

1) Этатический. Он исходит из приоритета государства над правом. Согласно ему государство предшествует праву и порождает его. По средствам права государство осуществляет руководство обществом и в случаях, когда оно считает это необходимым вмешивается во все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан, т. е. право в данном случае служит инструментом достижения цели поставленной государством. Такой подход выводит государство и его институты за пределы влияния права.

2) Естественно-правовой. Он основывается на школе естественного права и исходит из ограничения государства нормами права, что основывается на приоритете прав индивида. Согласно данной теории, нормы положительного права – не результат нормы права, а порождение правопорядка. По данной теории, государство является продуктом права.

3) Дуалистический. Этот подход отрицает однозначную причинно-следственную связь между государством и правом, т. е. согласно ему с одной стороны государство порождает право, с другой – из права рождается государство. Таким образом, данный подход признаёт двустороннюю зависимость, т.к. государство и право не могут существовать друг без друга.

4) Позитивистский подход. Он основывается на философии юридического позитивизма и согласно ему политическая целесообразность, определяемая государством, становится над законом, и ограничения государства правом определяются по усмотрению самого государства.

5) Либерально-демократический подход. Он близок к естественно-правовому подходу и основывается на принципах либеральной юриспруденции и основной его постулат состоит в связанности государства правом. Эта идея восходит к античным мыслителям, усматривающим, что существование государства как такового возможно там, где законы являются владыками над правителями.

В настоящее время пробела связанности государством права трансформируется в концепцию верховенства права, что находит своё отражение в конституционном законодательстве большинства демократически развитых государств.

С этих позиций рассматривается воздействие государства на право и влияние права на государство:

I – воздействие государства на право – оно ощутимо проявляется как в сфере правотворчества, так и в сфере правореализации:

* государство определяет потребности в юридической регламентации, определяет её форму и учреждает через свои институты нормы, а также обеспечивает их своим авторитетом.

* государство санкционирует нормы, которые хотя и не имеют прямого государственного характера (Например: ислам).

* признание юридически обязательными фактически сформированные отношения.

* в стимулировании развития системы права (выражается это в урегулировании законами наиболее важных государственных отношений и приоритетности законов над подзаконными актами, а также осуществление государством систематизации и кодификации законодательства).

* государство создаёт предпосылки и условия для обеспечения реализации права путём осуществления юридических и организационных норм, а также обеспечивает охрану права и правоотношений своим авторитетом и силой притяжения и создаёт идеологическую поддержку права.

Научно обоснована и эффективна юридическая поддержка государства, позволяет в интересах общества использовать правовой инструментарий.

II – воздействие права на государство выражается:

* во внутренней организации построения государства (правовое закрепление разделения властей, правовое закрепление задач, функций и структурное построение государственных органов и организация их построения).

* в механизме деятельности государства, в частности при его взаимоотношении с гражданами, при выполнении его охранительных и принудительных мер, а также в определение границ деятельности государства, и в обеспечении правовой формы контроля за деятельностью государственного аппарата.

III – связанность государства правом, т. е. верховенство права.

Это выражается в том, что право ограничивает государство в интересах личности и общества и выступает, таким образом, ограничителем государственного произвола. Поэтому чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем эффективнее работает государство в интересах общества и отдельной личности.

Однако эта связанность государства правом определяется степенью цивилизованности самого общества и степенью развитости самого права.

4. Понятие, принципы, основы правового государства.

В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое государство характеризуется тем, что:

в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Правовое государствопредполагает такую форму организации и функционирования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм права, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид.

Правовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.

1. Верховенство правового закона – предполагает, с одной стороны, его господство во всех сферах общества, с другой стороны – соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона – Конституции.

2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государства в дела гражданского обществу наряду с признанием неотчуждаемости личных прав и свобод.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».

4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением закона. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, прокуратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных организаций, СМИ.

Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвязаны и вытекают из его принципов.

1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.

2. наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые права человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан – они имманентно присущи людям.

3. Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа.

4. Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое должностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.

5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы ни исходила, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.

6. Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.

Сознательное и добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона. Наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

Основы для формирования правового государства:

· политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;

· экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.);

· социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;

· нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

5. Формирование правового государства в России.

В России идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки многих теоретиков. В большинстве своём они связывали будущее России с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причём не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью.

Конституционализм как идея и реалия в истории России прошёл долгий путь. В конце XIX века начинают активно приниматься конституционные правовые акты, которые наряду с закреплением верховной самодержавной императорской власти провозглашали дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоёв населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов. Реально оценивая ситуацию в стране, отдельные учёные справедливо полагали, что конституционное государство можно считать лишь шагом к государству правовому. Несмотря на сложную и нестабильную социально-политическую обстановку, слабость общественных структур, широкую палитру мнений, основополагающие идеи правовой государственности неуклонно пробивали себе путь в России.

После Октябрьской революции 1917 года и окончания гражданской войны, когда начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские конституции, проблема правового государства вновь после XIX века стала подниматься юристами. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. Но уже с 20-х годов в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма.

Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е годы и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.

Новизна состоит в том, что принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличная от предыдущих; Конституция принята путём референдума, что позволяет говорить о её демократическом и легитимном характере; она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

Преемственность же данного процесса выражается в следующем: мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической и научной общественностью; в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причём как дореволюционной, так и Советской России.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране ещё только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной культуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует чёткая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоёв населения и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределённость властных отношений, политическая неструктурированность общества, затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвёртых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причём наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания

Задание к семинару.

Дайте письменно развернутые ответы на следующие вопросы:

1.Раскройте основные направления влияния государства на право и права на государство.

Воздействие государства на право

Творческая роль государства в отношении права состоит:

· в осуществлении правотворческой деятельности. Оно определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет их юридическую форму, учреждает общие нормы. Характер этой деятельности в значительной степени зависит от политического режима (демократия, тоталитаризм);

· в санкционировании государством норм, которые не относятся к прямому государственному правотворчеству (мусульманское право);

· в признании юридически обязательными фактически сложившиеся отношения в качестве норм права;

· в обеспечении развития всей системы источников права, во влиянии на выбор методов правового регулирования, в том, что оно управляет правовой средой общества, способствует ее обновлению.

Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений через функцию принуждения.

Государство способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников отношений действовать в соответствии с правом.

Воздействие права на государство.

Право

• оформляет структуру государства и регулирует внутренние отношения в государственном механизме. Оно закрепляет форму, внутреннее устройство, компетенцию органов власти;

• воздействует на государство при его взаимоотношении с населением, гражданами. Государственные органы могут совершать только такие действия, которые предусмотрены законом;

• легализует государственную деятельность, обеспечивая дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

• обозначает границы деятельности государства, пределы вмешательства в частную жизнь граждан;

• регулирует взаимоотношения государства с нациями и народностями;

• позволяет осуществлять контроль за деятельностью государственного аппарата.

2. В чем проявляется взаимосвязь общества и государства?

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.

Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания:

1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях;

2) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

3) обязательность основного общего образования и т. д.

Основной Закон определяет обязанности государства в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.

В демократическом правовом государстве правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.

Большую роль в этом процессе должен играть Конституционный Суд, от которого в значительной мере зависит правильное, соответствующее Конституции толкование принципа социального правового государства, его содержания в политической области, в сфере охраны труда и здравоохранения, обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых людей, развития социальных служб и т. п.

3.Какие из приведенных ниже высказываний противоречат «духу» правового государства и почему: «Интересы государства выше интересов личности», «Суд должен быть независим от законодательной и исполнительной власти», «Реализация прав человека зависит от конкретной политической ситуации»?

«Интересы государства выше интересов личности», «Реализация прав человека зависит от конкретной политической ситуации» противоречат «духу» правового государства, т.к. правовое государство служит интересам личности и гарантирует права и свободы человека.

4.Является ли правовым любое государство, в котором торжествует законность?

В связи с тем, что возможно "противоправное законодательство", - не любое государство, где торжествует законность, может быть правовым. Правовым является государство, в котором торжествует верховенство правового закона

5.Конституция Российской Федерации провозглашает Россию «правовым государством» (п.1 ст.1). Какие принципы правового государства нашли закрепление в Конституции РФ (укажите соответствующие статьи)? Можно ли в действительности говорить о том, что Россия – правовое государство?

В Конституции Российской Федерации (ст. 10) закреплен принцип, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно. Следует рассмотреть Главу I Конституции, в которой излагаются основы конституционного строя России (6 статей). Наиболее значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие:

- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1).

- Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью (статья 2) - Реальная гарантированность прав и свобод человека.

- Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (статья 3).

- Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых самостоятельны (статья 10).

- Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент РФ, федеральное собрание (совет федерации и государственная дума), правительство РФ, суды РФ (статья 11).

- Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ (статья 15) - Верховенство правового закона.


Сейчас читают про: