double arrow

Сопоставительные характеристики видов внеаудиторной работы


Особенности самостоятельной работы обучающихся могут быть сопоставлены с его классной, домашней, внеклассной (вне­школьной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и вне­аудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они обра­зуют некий континуум (некую последовательность), полюса ко­торого представлены, с одной стороны, классной, а с другой — собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности (см. таблицу).

Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятель­ная работа как деятельность характеризуется собственной позна­вательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполне­ния. При этом необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом са­мостоятельной работы обучающегося пока еще не полностью разработаны, материалы исследований в этой области уже поз­воляют определить основу самого подхода к этой проблеме. Предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принципах развивающего обуче­ния. Это предполагает, что самостоятельная работа школьников,

Самостоятельная работа школьника

Основные критерии Виды учебной работы
    Классная (аудиторная) работа Домашняя работа как подготовка к уроку Внешкольная, внеклассная работа как дополнение классной Самостоятельная рабо­та по учебному предме­ту, осуществляемая параллельно со школь­ной
По источнику управле­ния (контроля): кон­троль учителя самоконтроль ученика   +   +   + +     +
По характеру осу­ществления деятель­ности: заданный извне режим собственный режим работы   +   +   +   +   +
По характеру побуди­теля: от учителя, школы собственная познава­тельная потребность или потребность дос­тижения     +     +     + +   +
По присутствию источ­ника управления-учителя: в его присутствии без него   +   + + +     +
По фиксированию места учебной дея­тельности: фиксированное (например, класс) не фиксируется   +   +   +   +

наряду с повышением их предметной компетенции, должна спо­собствовать их личностному развитию как субъектов этой дея­тельности.


Сейчас читают про: