double arrow

Влияние педагогических затруднений на педагога

Затруднения одного участника общения влияют не только на сам этот процесс, на деятельность того, кто испытывает эти за­труднения, на ситуацию, но и на других партнеров общения, в частности по каналам обратной связи, и на находящегося в этой ситуации педагога. Педагог либо преодолевает трудности, про­должает общение и деятельность либо, испытывая чувство дис­комфорта, создает новую коммуникативную ситуацию и новые

формы деятельности, испытывая неловкость за недостаточность подготовки, организации, учета особенностей коммуникатив­ной ситуации, либо занимает внешнеобвинительную позицию, из­меняя в ряде случаев адекватность оценки окружающей дейст­вительности. Было показано (А.А. Реан), что есть положитель­ная значимая связь между количеством случаев затруднений у пе­дагога и его оценкой ответственности и интереса учеников в от­ношении «чем больше — тем меньше» (меньше ответственнос­ти и интереса). А.А. Реан рассматривает этот факт как психологическую защиту, проявляющуюся в том, «что обилие субъективных трудностей в собственной педагогической дея­тельности объясняется различными объективными (внешни­ми по отношению к себе) негативами в личности учащихся ("труд­ный контингент", "безответственные личности", "случайные для профессии люди" и т.п.)» [188, с. 75]. Естественно, что та­кая неадекватность оценки обучающихся, в свою очередь, вызы­вает у них затруднения в общении, установлении контакта с пе­дагогом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: