Аристотель. Лучают волос на лобке, другие — бороды, оставаясь всю жизнь похожими на евнухов; с некоторыми случается это в более позднем возрасте


лучают волос на лобке, другие — бороды, оставаясь всю жизнь похожими на евнухов; с некоторыми случается это в более позднем возрасте, иногда вследствие избыточного питания тел (ибо у женщин, становящихся ожирелыми, а у мужчин — упитанными, семянное выделение истра­чивается, и у одних не появляются месячные, у других — семенная влага); иногда же вследствие болезни мужчины извергают семя жидкое и холодное, а у женщин месячные становятся плохими и изобилуют болезненными выде­лениями. У многих же, как мужчин, так и женщин, про­исходит это страдание вследствие увечья частей и мест, служащих для полового общения. Одни из подобных явлений излечимы, другие — не излечимы; чаще же всего пребывают бесплодными ставшие такими в момент пер­вого образования. Бывают ведь и женщины мужеподоб-. 747а ные и женоподобные мужчины и у одних — не появляют­ся месячные, а у других — семя бывает тонким и холод­ным. Поэтому-то вполне основательно производят пробу с водой для выяснения вопроса, бесплодно ли семя^муж-чин, именно: тонкое и холодное быстро расплывается по поверхности, а способное к порождений) идет в глубину, ибо хорошо сваренное семя является теплым; сварено же то, которое становится плотным и имеет густоту. Женщин испытывают пессариями, — проникают ли их запахи в выдыхаемый воздух снизу вверх, 91 и втиранием в глаза красок — окрасят ли они слюну во рту. Если этого не происходит, очевидно, поры тела, через которые происхо­дит выделение, закрыты и сращены. Ведь место около глаз из всех мест головы наиболее изобилует семенем; это явствует из того, что "при половых сношениях оно одно только явным образом изменяется, и у сильно предающихся любовным утехам глаза заметно слабеют. Причина та, _ что природа семенной влаги подобна природе мозга, ибо материя ее водяниста, а теплота яв­ляется приобретенной. Семенные очищения идут от диафрагмы, ибо отсюда идет начало природы, так что движения от половых, частей доходят до труднрй клетки; а запахи из груди производят ощущение при дыхании.


о возникновении животных



8 Итак, у людей и у остальных родов животных, как сказано раньше, указанный недостаток встречается в от­дельных случаях; род же мулов совершенно бесплоден. То, что говорят относительно причины этого Эмпедокл и Демокрит (первый — неясно, второй— несколько яс­нее), говорится неправильно, ибо оба они применяют одинаковое доказательство для всех спариваний не по родству: именно, Демокрит утверждает, что у мулов поры в матке испорчены, вследствие того, что начало мулов возникает не от родственных животных; но ведь это имеет место и у других животнйх, — и все-таки они риясдгшт; будь это причиной, то и другие животные, соединяющиеся таким же образом, должны были бы быть бесплодными. Эмпедокл "же видит причину в том, что смесь обоих видов в семени становится плотной, тогда как семенные влаги— и та, и другая — мягки: полые и плотные частицы при­лаживаются друг к другу, и от подобного соединения мягкое приобретает твердость, подобно олову, сплавлен­ному с медью. Его суждения неправильны как в отноше­нии причины смешения меди с оловом (относительно этого сказано в «Проблемах»), 92 так и вообще, поскольку он берет начало из области неизвестного. Ибо, каким путем образует смесь взаимное прилаживание полого и сплош­ного, например, в случае вина и воды? Ведь это превосхо­дит наше понимание, так как представление о полых частицах вина и вЬды слишком далеко от наших чувств. Далее, так как от лошадей родится лошадь, от ослов — осел и от лошади и осла — мул, будет ли один из них самцом или самкой и почему, спрашивается, в этом по­следнем случае возникает такое плотное смешение, что родившееся животное становится бесплодным, тогда как tvr кобылы и жеребца или ослицы и осла бесплодного потомства де происходит, хотя семя жеребца и кобылы имеет мягкую консистенцию? Скрещивается и кобыла и жеребец с ослом и ослицей, и в обоих случаях, по его мнению, получается бесплодное потомство, потому, что вследствие мягкости семян из двух возникает нечто еди­ное. Но тогда потомству жеребца и кобылы также надле­жало бы бьйь бесплодным? Ведь если бы в скрещивании



^АРИСТОТЕЛЬ


принимало участие только одно из них, возможно была бы считать его причиной, почему с ослиной семенной влагой оно не производит подобного себе (т. е. плодови­того) потомства; теперь же, той именно семенной влагой, какой оно скрещивается с ослиной, оно соединяется и с семенем сородича. Далее, доказательство, о котором идет речь, дается для обоих полов, самки и самца, в равной мере; но самец порождает в возрасте семи лет, как говорят, только он один; самка же мула совершенно бесплодна, и именно по причине того, что не донашивает до конца, посттр того как зачаток уже дозымела. Но, может быть, логическоеобоснование сказанного покажется более убе­дительным. Я называю его логическим потому, что она будет тем более общим, чем дальше отойдет от частных, свойственных данному вопросу, начал. Оно, приблизи­тельно, таково. Если от самки и самца одного вида обык­новенно происходит самец или самка одинакового с ро­дителями вида, например, от собаки, самца и самки,1 собака, самец или самка, от животных разного вида происходит существо другого вида, например, если со­бака разного вида со львом, то и от собаки-самца и самки-льва потомство будет другого вида, также и от льва 748а самца и собаки-самки — другое. Следовательно, если существует мул, самец и самка, не отличающиеся друг от друга по виду, и происходит мул от лошади и осла (а эти животные и мулы — различного вида), то невозможно получить потомство он мулов. Ведь животное иного вида не может родиться, так как от самки и самца одного вида происходит тождественное по виду: мул же — потому, что он происходит от лошади и осла, животных разнога вида, а, согласно предположению, от животных разнога вида происходит иное животное. Это рассуждение, одна­ко, является чересчур общим и пустым, ибо рассуждения, не основанные на близких данному вопросу началах, пусты; они кажутся относящимися к делу, не будучи таковыми. Ведь геометрическими являются те рассуж­дения, которые вытекают из геометрических начал; то же относится и к другим предметам; а пустое только кажется чем-то, на самом же деле оно — ничто. 93 Оно и не истин­но, потому что многие животные, происшедшие от роди-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: