телей не одного вида, способны порождать, о чем было сказано раньше. Производить исследования таким способом не следует ни в прбчих науках, ни в естественных; скорее можно найти искомую причину из рассмотрения того, что присуще роду как лошадей, так и ослов. Прежде всего те и другие рождают от родственных животных только одного; затем самки не всегда способны к зачатию, поэтому они с большими промежутками допускают жеребцов к покрытию, так как не могут постоянно носить. Но кобыла обильных месячных не имеет и из всех четвероногих выделяет наименьшее количество, ослица же не зачинает после покрытия, а выделяет семенную влагу с мочей, почему приставленные к ней бьют ее плетью. Далее, осел — животное холодное, а поэтому, будучи по природе зябким, с трудом разводится в северных местах, например, в Скифии и сопредельных странах, а также у кельтов, живущих над Иберией: ведь и эта страна-— также холодная. По этой же причине они устраивают случку ослов не во время равноденствия, как лошадей, а во время летнего солнцеворота, чтобы ослята родились в жаркую пору, так как они родятся в ту же пору, когда произошла случка: ведь и кобыла и ослица несут целый год. Так как природа осла, как было сказано, холодная, то и семенная влага такого животного по необходимости холодна. Доказательством служит то, что если жеребец покроет кобылу, слученную раньше с ослом, он не испортит случки осла; осел же, при последующем покрытии, разрушит случку жеребца вследствие холодности 748Ь семени. Когда же они скрещиваются друг с другом, зачаток сохраняется вследствие теплоты одного из них, ибо отделение лошади — теплее: ведь и материя, и семенная жидкость осла — холодны, а у лошади они — теплее. Когда примешивается или теплое к холодному, или холодное к теплому, получается, что образующийся из них зачаток сохраняется, и животные эти таким образом рождают друг от друга, а происходящее от них потомство уже не мбжет рождать: оно —бесплодно, вследствие неспособности довести плод до зрелости. Вообще же у обоих родов существует наклоннбсть к бесплодию, ибо ослу, помимо прочего сказанного, присуща также та особен*
|
|