Трудовые (люди)

3 Средства производства (производственные здания, сооружения, станки, оборудование, сырье, материалы и др. основные оборотные фонды)

4 Предпринимательские способности людей к организации производства.

К этим 4 видам ресурсов относятся и финансовые ресурсы. Однако само понятие финансовые ресурсы для фирмы используется только при краткосрочном действии фирмы. В долгосрочном периоде действие фирмы финансовые ресурсы превращаются в другие виды ресурсов.

2 Ресурсы как факторы производства

В макроэкономике все эти экономические ресурсы называются факторами производства.

Земля как фактор производства есть не только земля в собствен­ном смысле слова, т. е. земельные угодья и место размещения произ­водственных объектов. Земля понимается в широком смысле как со­вокупность всех природных ресурсов планеты Земля, вовлекаемых в процесс производства.

Это:

ü сельскохозяйст­венные угодья,

ü земельные участки под объектами производственно­го назначения,

ü полезные ископаемые,

ü водные ресурсы,

ü воздушный бассейн,

ü растительный и животный мир природы.

Труд - понимаемый как фактор производства, — это задейство­ванная в производстве рабочая сила, т. е. часть населения, участву­ющая в производственной деятельности.

Труд — производственный фактор — обычно измеряется:

ü количеством работников, занятых и производстве,

ü количеством рабочего времени, затрачиваемого этими работниками.

Капитал - третий фактор производства.

Под ним понимают:

ü со­зданные людьми средства производства,

ü используемые для получе­ния экономического продукта.

ü это основные средства в виде производственных зданий, сооружений, оборудования.

ü производственная инфраструктура.

Тема 3.4 Внутрифирменное планирование. Бизнес-план

План: 1 Цель и задачи разработки бизнес- плана

2 Выгоды бизнес-плана

3 Структура бизнес-плана

1 Цель и задачи разработки бизнес- плана

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

ü ОПРЕДЕЛИТЬ конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

ü СФОРМУЛИРОВАТЬ долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактикиих достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;

ü ВЫБРАТЬ состав и ОПРЕДЕЛИТЬ показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки поих созданию и реализации;

ü ОЦЕНИТЬ соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

ü ОПРЕДЕЛИТЬ состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п;

ü ОЦЕНИТЬ материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

ü ПРЕДУСМОТРЕТЬ трудности и "подводные камни", которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать. А это чаще всего кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и заняться бизнес - планированием. При этом письменное оформление бизнес-плана имеет существенное значение для организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро.

2 Выгоды бизнес-плана

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит следующие выгоды:

1 ЗАСТАВЛЯЕТ руководителей заниматься перспективами фирмы.

2 ПОЗВОЛЯЕТ осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.

3 УСТАНАВЛИВАЕТ показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.

4 ЗАСТАВЛЯЕТ руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения.

5 ДЕЛАЕТ фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций (повышает скорость адаптации).

6 НАГЛЯДНО ДЕМОНСТРИРУЕТ обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

Главное достоинство бизнес - планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, то есть степень детализации его может быть весьма различной. Так, например, одно дело - открыть видеотеку. другое - организовать производство какой-либо сложной продукции.

В первом случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать: в основном надо выяснить: где снять и как оборудовать помещение, как приобрести видеоаппаратуру, у кого и по какой цене приобретать видеозаписи, какую установить цену на входные билеты.

Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме. проведя для этого достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого предпринимателя. личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководителем лишь подписан.

3 СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Бизнес-план состоитиз следующих разделов:

Раздел 1. Концепция бизнеса (резюме).

Раздел 2. Виды товаров (услуг).

Раздел 3. Рынки сбыта товаров (услуг).

Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта.

Раздел 5. План маркетинга.

Раздел 6. План производства.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Раздел 9. Оценка риска и страхование.

Раздел 10.Финансовый план.

Раздел 11. Стратегия финансирования.

Перечень вопросов и формы ответов носят рекомендательный характер. В каждом конкретном случае они могут дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в бизнес-плане была сконцентрирована не только информация, необходимая предпринимателю для управления фирмой, но и те данные, которые периодически будут требоваться бухгалтеру, экономистам, менеджерам, юристу, банку и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: