Тема 4.1 Национальное производство

План:1 Четыре сектора экономического кругооборота

2 Основные показатели национального производства

1 Четыре сектора экономического кругооборота

Взаимные связи и потоки доходов и расходов между участниками (субъектами) экономики называют экономическим кругооборотом.

В национальной экономике в таком кругообороте участвуют 4 сектора:

1 Домашнее хозяйство – это сектор в котором включены все граждане страны как потребители товаров и услуг и как владельцы каких либо ресурсов.

2 Предприятия – это сектор включающий всех производителей страны, использующих какие либо экономические ресурсы для производства товаров и услуг.

3 Правительство – это сектор который изымает часть доходов и у первого и второго сектора в виде налогов.

4 Зарубежный сектор – это сектор регулируемый международные экономические отношения (потоки экспорта и импорта)

В качестве обобщающих макроэкономи­ческих показателей производства используют объемные показатели в денежном измерении. Наиболее важный сводный показатель производственной деятельности в масштабе страны — валовой внутрен­ний продукт (ВВП), выражающий совокупную стоимость произведен­ных на территории данной страны конечных товаров и услуг, исчис­ленных и рыночных ценах, в течение года с использованием факто­ров, принадлежащих данной стране и зарубежным фирмам.

2 Основные показатели национального производства

Валовый Внутренний продукт (ВВП) – показатель который рассчитывается как сумма трех групп расходов потребительских, инвестиционных и государственных.

ВВП = C + Y + G

Где:

С – потребительские расходы

Y – инвестиционные расходы

G – государственные расходы

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ – это товары и услуги которые приобретаются покупателями для конечного использования, а не для дальнейшей обработки или перепродажи.

При определении ВВП учитывает­ся только продукт, по отношению к которому завершился цикл производства. Это делается для того, чтобы избежать повторного счета.

К примеру, стоимость произведенных автомобильных двигателей не включается в валовой внутренний продукт, так как они представля­ют промежуточный продукт, используемый затем при производстве автомобилей. Стоимость этих продуктов входит составной частью в стоимость автомобилей, являющихся конечным продуктом и учиты­вающихся в составе ВВП. Иначе мы суммировали бы стоимость дви­гателей дважды. Так что в ВВП не входит стоимость материалов, по­луфабрикатов, комплектующих изделий, если только они не представ­ляют самостоятельную конечную продукцию.

При определении ВВП возникает проблема, связанная с полно­той учета всего производимого в стране экономического продукта, включая материальные и духовные ценности, работы и услуги. В принципе надо было бы учитывать весь производимый продукт.

Но, во-первых, его практически невозможно полностью учесть, так как не все виды производимых товаров и услуг статистически фикси­руются.

Во-вторых, не совсем ясно, относить ли к производству ра­боты и услуги для себя, выполненные в домашнем хозяйстве.

В-тре­тьих, некоторые виды продукции и услуг не поддаются оценке в де­нежном выражении, их стоимость очень трудно определить в рыноч­ных ценах, поскольку они не являются объектами рыночных продаж.

Например, если в городе возведен уникальный памятник или собор, то можно лишь судить о затратах на их создание, но не о рыночной цене.

Не принято включать в ВВП продукт подпольного бизнеса, теневой экономики, да его к тому же не так просто учесть. Сложности возникают при расчете ВВП и в связи с отнесением времени производства продукта именно к данному году. Возможны спорные ситуации, когда часть продукта произведена в одном году, а часть — в другом.

И все же, несмотря на отмеченные трудности, валовой внутрен­ний продукт ежегодно определяется практически в каждой стране и служит важнейшим показателем ее экономического могущества.

Наряду с ВВП в макроэкономике используется родственный ему показатель, именуемый валовым внутренним доходом. Различие между показателями состоит только в том, что первый из них выражает коли­чество произведенного продукта в рыночных ценах, а второй — объем продаж того же продукта. Если весь произведенный продукт продает­ся и приносит тем самым доход, то внутренний продукт просто равен внутреннему доходу и оба показателя совпадают по величине.

РАССМОТРИМ ДВА МЕТОДА РАСЧЕТА ВНП:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: