1. "Национальная идея, понимаемая в смысле политической справедливости, во имя которой защищаются и освобождаются народности слабые и угнетенные, имеет высокое нравственное значение и заслуживает всякого уважения и симпатии".
"Национализм и национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, к господству над ними, - есть полное извращение национальной идеи; в нем народность из здоровой и положительной силы превращается в болезненное, отрицательное усилие, опасное для высших человеческих интересов и ведущее самый народ к упадку и гибели"(Соловьев В.С. Национальный вопрос в России.СПб.,1891).
Поясните различие между национальной идеей и национализмом, как его характеризует в приведенных отрывках В.С.Соловьев, на примере российской истории или современных национальных отношений.
Если Вы не согласны с этим автором, приведите свои аргументы.
2. Русский философ Н.А.Бердяев полагал, что все попытки рационального определения национальности ведут к неудачам. Природа национальности неопределима ни по каким рационально-уловимым признакам.
Можете ли Вы опровергнуть это определение?
3. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения.
Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации (Гелнер Э. Нации и национализм//Вопросы философии.1989.N2).
Какое из двух суждений верно? Обоснуйте свой ответ.
4. Принято считать, что каждая нация имеет свою характерную черту: французы галантны, немцы педантичны, американцы деловиты и т.д. Какие особенности, на Ваш взгляд, присущи русским?
5. Хрестоматийные тютчевские строки утверждают:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
А какой смысл вкладываете Вы в понятия "Россия" и "Отечество"?
6. В 1918г. А.Блок писал: "России (того, что мы так называли), действительно, уже не существует. Это был больной, давно гнивший; теперь он издох; но он еще не похоронен, смердит; толстопузые мещане злобно чтут дорогую память трупа".
Как Вы относитесь к этому суждению поэта? Применима ли такая оценка к нынешнему положению России? Обоснуйте свою позицию.