Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения шести этапов в становлении и развитии экономической интеграции.
Самой простой предынтеграционной формой регионального сотрудничества является зона преференциальной торговли, при которой страны-участницы предоставляют друг другу льготы во взаимной торговле. Эта форма как переходный этап присутствовала во многих интеграционных группировках.
Первичной формой интеграции является Образование зоны свободной торговли. В ее рамках отменяются таможенные тарифы и другие ограничения между странами-участницами. На этой стадии упраздняются взаимные торговые барьеры, но сохраняется полная свобода действий в экономических связях по отношению к третьим странам. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие прохождение товаров через границу.
Образование таможенного союза как следующей формы интеграции предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Таможенный союз дополняется платежным союзом, позволяющим обеспечить взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной единицы.
|
|
Следующей, заметно более сложной формой интеграции выступает общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также некоторое согласование экономической политики.
Более развитая форма интеграции - экономический союз. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции договариваются о проведении совместной торговой, а затем и экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней торговой политики вплоть до номинирования государственных границ. Наднациональное регулирование предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в производство. Это регулирование в условиях господства частного предпринимательства и действия закона стоимости как главного регулятора производства призвано вносить лишь определенные коррективы в механизм рынка в целях стимулирования процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, изменения межотраслевых пропорций, ослабления тех или иных социальных противоречий и др. Для этого могут использоваться общая для всех стран налоговая политика, субсидирование развития отдельных производств или районов из общих фондов союза, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее и в условиях экономического союза национальное государство сохраняет в своих руках ряд экономических рычагов, в частности, такую важную экономическую функцию, как перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Это является одной из основных форм экономического обособления стран внутри союза, что вызывает противоречия между ними.
|
|
Наконец, наиболее полной формой интеграции должна стать политическая интеграция государств, т.е. фактическое их объединение в единое государство. По этому пути идет западноевропейская интеграция, однако проект Конституции, предполагающей переход к данной форме, не был принят большинством стран ЕС.
Таким образом, интеграция охватывает широкий комплекс отношений между странами, при этом не только международных, но и внутриэкономических, и в отличие от других форм международного экономического регулирования в своих наиболее развитых формах предполагает отказ от национального суверенитета в некоторых сферах в пользу наднациональных органов.