Регулирования экономики

Методы и инструменты государственного

Для реализации своих функций государство применяет различные способы, методы и инструменты. Общепринято их подразделение на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством «правил экономической игры» для производителей и потребителей.

Административное регулирование включает меры государственного контроля над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом и пр. (в виде мер закрепления, установления, разрешения, принуждения).

Экономическое регулирование предполагает воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в национальных границах. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала и пр.

Структуру методов государственного регулирования экономики можно представить следующим образом (рис. 5.3).

Граница между прямыми и косвенными методами носит в определенной мере условный характер. Каждый экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, так как контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе, имеются элементы экономического воздействия, поскольку его применение косвенно сказывается на поведении хозяйственного субъекта. Принципиальная разница между ними состоит в том, что косвенные методы не ограничивают свободу экономического выбора для субъектов, а прямые – ограничивают ее.

Методы государственного регулирования
Прямые (административные)
Косвенные (экономические)
- регулирование внешних эффектов - реализация целевых программ (научно-технических, экологических и др.), госзаказ - финансирование социальной сферы - разработка и введение обязательных стандартов - антимонопольные меры
- бюджетно-налоговое регулирование - кредитно-денежное регулирование - защита накоплений предприятий и населения - регулирование внешнеэкономической деятельности


Рис. 5.4. Прямые и косвенные методы государственного

регулирования экономики

Поскольку рынок есть самонастраивающаяся система, влиять на него можно в основном экономическими методами. Но это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве не должны применяться административные методы. В ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо. Следовательно, функционирование современной рыночной экономики невозможно без определенного регулирующего воздействия системы централизованного управления. Однако, оно должно действовать, во-первых, строго в соответствии с законами и принципами рынка, способствуя его развитию. Во-вторых, границы такого регулирования весьма жестки, и всякие попытки выйти за их пределы чреваты серьезными последствиями: потерей эффективности, нарушениями сбалансированности экономики, расстройством денежной системы и др.

Разнообразны и инструменты государственного регулирования. Соответствие способов, методов и инструментов государственного регулирования экономики представлено на рис. 5.5.

В отношениях государственного и частного секторов экономики существует пять общих правил, которые требуют соблюдения.

Первое правило. Не должно быть прямой конкуренции между частным и государственным сектором, споров о том, кто главнее и кто является победителем. Отношения между ними должны строиться не на принципе «или-или», а на принципе «как то, так и другое».

Второе правило. Коммерческая деятельность государства должна быть отделена от его властных и социальных функций. Государственные структуры не вправе заниматься коммерцией и извлекать из нее доходы. В тех сферах, где государственное предпринимательство необходимо, должен соблюдаться принцип равной конкуренции с частным сектором.

Правило третье. Недопустима монополия государства на социальные услуги. Общество, отдельные лица и организации должны иметь право (наравне с государством) участвовать в устройстве социального обеспечения. Иначе говоря, если в коммерческой сфере конкуренция государства с частным сектором нежелательна, то в социальной сфере она, наоборот, необходима.

Правило четвертое. Полное освобождение от налогообложения той части прибыли, которая направляется в производство. Налогами могут облагаться только доходы, изымаемые из производства (в форме заработной платы, окладов, премий, дивидендов).

Правило пятое. Поощрение экспорта товаров и услуг и всемерное повышение жизнестойкости отечественных производителей на внутреннем рынке перед наплывом импортной продукции.

В процессе осуществляемой в России модернизации экономики предполагается ускорить выход страны из кризиса, создать эффективную и процветающую экономику, укрепить роль России в СНГ и мире в целом. Процесс этот сложный, длительный, связанный с формированием и развитием новой системы управления, включающей как активное государственное регулирование экономики, автоматизм рыночных стабилизаторов, так и развитие реального предпринимательства и инициативы.

Велика в этом процессе роль экономической теории и практической деятельности правительства. Как заметил В. Леонтьев:«Экономисты составляют меню, выбор же блюд – за политиками».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: