double arrow

Требования относительно местной доли в собственности


Принимающие страны, помимо запрещения, могут ставить требования относительно участия местной собственности в некоторых отраслях промышленности.

Например, на протяжении многих лет Мексика проводила политику «прогрессивной мексиканизации» (теперь от нее отказалась) компаний с иностранной собственностью через преобразования их в СП, которые отстаивают местные предпринимательские интересы. Другой пример – индийское правительство поставило условие, чтобы компания Кока-Кола или передала свои ноу-хау и большую часть собственности своему индийскому филиалу или прекратила свою деятельность в Индии. Кока-Кола выбрала последнее.

Таким образом, деятельность ТНК в принимающих странах, большинство из которых являются развивающимися, сопряжена со значительными трудностями, главные из которых – противоречия между политическими и экономическими интересами, а также угроза ТНК национальным интересам и экономической самостоятельности принимающих стран.

В заключении следует отметить следующее. ТНК во все большей степени становится определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже содействовать экономической интеграции в мире.

Вместе с тем, у процесса транснационализации есть и обратная сторона.

· ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов.

· Деятельность ТНК ведет к интеграции только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли.

· Противодействие реализации экономической политики тех стран, где ТНК осуществляют свою деятельность.

· Нарушение законодательства страны пребывания (манипуляция трансфертных цен, укрытие доходов путем перекачивания их из одной страны в другую).

· Установление монопольных цен, диктат условия, ущемляющий интересы развивающихся стран.


РАЗДЕЛ 3

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Одной из форм самостоятельной работы студентов при изучении курса «Международная экономика» является выполнение индивидуального задания. Оно способствует формированию навыков работы с учебной литературой, материалами международной статистики, умению анализировать тенденции и явления мировой экономики, делать выводы и обобщения, а также прогнозировать изменения мирохозяйственных процессов.

В процессе самостоятельного изучения студенты должны усвоить:

· основные понятия и термины системы международной экономической деятельности;

· современную структуру и формы МЭО;

· модели современных МЭ, процессы международной торговли, экономической интеграции;

· сущность и формы международного бизнеса;

· проблемы участия Украины в международной экономике.

Такая широкая целевая установка может быть реализована, помимо текущей самостоятельной работы, и путем выполнения контрольной работы (КР).

Выполнение КР требует использования следующих информационно-справочных материалов:

- Аналитических отчетов международных финансово-экономических организаций, таких как МВФ, Всемирный банк, различных организаций системы ООН и т.д.;

- Статей общеизвестных западных и отечественных ученых, которые анализируют содержание, понятие и основные категории поставленной перед студентом проблематики;

- Статистических данных авторитетных исследовательских центров и международных статистических баз данных: информационной базы СБ, Heritage Foundation, Центра международной конкурентоспособности, Международного экономического форума и других.

Студент должен проанализировать данные по информационно-справочным материалам в динамике не менее чем за последние 5 лет с помощью статистических показателей, среди которых должны быть абсолютные, относительные (темп роста, прироста, индексы), средние величины и т.п.. На основании анализа статистических данных студент должен выявить тенденции и установить их причины. Результаты исследований должны быть представлены в виде построенных таблиц, диаграмм, графиков, что является обязательным требованием к выполнению задания. Выводы, сделанные по результатам исследования, должны сопровождаться ссылками на таблицы, на основании которых они делаются.

Выбор варианта контрольной работы для студентов заочной формы обучения осуществляется по порядковому номеру в списке группы.


Сейчас читают про: