Принимающие страны, помимо запрещения, могут ставить требования относительно участия местной собственности в некоторых отраслях промышленности.
Например, на протяжении многих лет Мексика проводила политику «прогрессивной мексиканизации» (теперь от нее отказалась) компаний с иностранной собственностью через преобразования их в СП, которые отстаивают местные предпринимательские интересы. Другой пример – индийское правительство поставило условие, чтобы компания Кока-Кола или передала свои ноу-хау и большую часть собственности своему индийскому филиалу или прекратила свою деятельность в Индии. Кока-Кола выбрала последнее.
Таким образом, деятельность ТНК в принимающих странах, большинство из которых являются развивающимися, сопряжена со значительными трудностями, главные из которых – противоречия между политическими и экономическими интересами, а также угроза ТНК национальным интересам и экономической самостоятельности принимающих стран.
В заключении следует отметить следующее. ТНК во все большей степени становится определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже содействовать экономической интеграции в мире.
|
|
Вместе с тем, у процесса транснационализации есть и обратная сторона.
· ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов.
· Деятельность ТНК ведет к интеграции только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли.
· Противодействие реализации экономической политики тех стран, где ТНК осуществляют свою деятельность.
· Нарушение законодательства страны пребывания (манипуляция трансфертных цен, укрытие доходов путем перекачивания их из одной страны в другую).
· Установление монопольных цен, диктат условия, ущемляющий интересы развивающихся стран.
РАЗДЕЛ 3
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Одной из форм самостоятельной работы студентов при изучении курса «Международная экономика» является выполнение индивидуального задания. Оно способствует формированию навыков работы с учебной литературой, материалами международной статистики, умению анализировать тенденции и явления мировой экономики, делать выводы и обобщения, а также прогнозировать изменения мирохозяйственных процессов.
В процессе самостоятельного изучения студенты должны усвоить:
|
|
· основные понятия и термины системы международной экономической деятельности;
· современную структуру и формы МЭО;
· модели современных МЭ, процессы международной торговли, экономической интеграции;
· сущность и формы международного бизнеса;
· проблемы участия Украины в международной экономике.
Такая широкая целевая установка может быть реализована, помимо текущей самостоятельной работы, и путем выполнения контрольной работы (КР).
Выполнение КР требует использования следующих информационно-справочных материалов:
- Аналитических отчетов международных финансово-экономических организаций, таких как МВФ, Всемирный банк, различных организаций системы ООН и т.д.;
- Статей общеизвестных западных и отечественных ученых, которые анализируют содержание, понятие и основные категории поставленной перед студентом проблематики;
- Статистических данных авторитетных исследовательских центров и международных статистических баз данных: информационной базы СБ, Heritage Foundation, Центра международной конкурентоспособности, Международного экономического форума и других.
Студент должен проанализировать данные по информационно-справочным материалам в динамике не менее чем за последние 5 лет с помощью статистических показателей, среди которых должны быть абсолютные, относительные (темп роста, прироста, индексы), средние величины и т.п.. На основании анализа статистических данных студент должен выявить тенденции и установить их причины. Результаты исследований должны быть представлены в виде построенных таблиц, диаграмм, графиков, что является обязательным требованием к выполнению задания. Выводы, сделанные по результатам исследования, должны сопровождаться ссылками на таблицы, на основании которых они делаются.
Выбор варианта контрольной работы для студентов заочной формы обучения осуществляется по порядковому номеру в списке группы.