double arrow

Марии Петровне Колычевой. Ныне нам удобнее размышлять о прошлом приключении и постоянно выво­дить причины, от какой и что произошло


Ныне нам удобнее размышлять о прошлом приключении и постоянно выво­дить причины, от какой и что произошло. Пер­вою причиною бывает мысль наносная, или внезапная; а там последующее слово от сердца — и так самим можно находить главные причины действий и быть во всегдашней осто­рожности. Но когда вы заняты чтением Свя­щенного Писания и молитвою, тогда неотступ­но остерегает вас Ангел Хранитель, воле же вашей не препятствует.

Посмотрим на N. N.: когда оставит он вольнодумство, тогда пространнее будет его сердце на прохождение тесного и прискорбно­го пути ко Христу. Вольнодумец — философ, только не христианин: ему невместимы поня­тия небесных философов — верою просвещен­ных христиан. Однако он не поверит и этой правде; ему мнится, что он постигает хорошо нравственность; но ежели точно начнет пости­гать, то не стерпит безумия вольнодумцев, пре­зрит его, презрит себя! Станет и будет угож­дать Христу.

Когда очень смутится ваше сердце, при­нудьте сами себя непременно прочесть одну кафизму и поблагодарите Господа. Возьмите себе за правило: когда кто оскорбит вас, в ту минуту ничего не говорить; а потом, размыс­ливши, удобно можете подействовать полез­ным словом. В одном я не могу согласиться с вами, будто нужно требовать себе уважения и чести, любить быть почитаему и уважаему: такая страсть устраняет нас от подражания Христу и пленяет душу в службу человекоугодия. Прошу вас, согласитесь со мной не искать себе здесь человеческого воздаяния; что бы вы ни сделали достойное чести и уважения, не ищите оправдания от человеков — и будет Сам Господь вам оправданием, и воздаст воз­даянием великим на небесах. Когда станем так поступать с собою, то, как тень, последует за нами неуважаемая нами человеческая слава и честь,— но вменим вся за уметы, да приобрящем единого Христа...

Всякий вольнодумец мудрствует о себе плотское и земное, и ходит ощупью, без глаз веры; у него что шаг, то знак — повсюду меты расставлены, и так приятно прельщаться, сту­пая по приметам своим, и смело идет в про­пасть вечную, не видя погибели своей от произ­вольного ослепления и заблуждения.

Христианин же истинный верою ходит и, пребывая на земле, смотрит в небесное и там разумеет вечное отечество свое. У христианина один знак, и то не от земных: его значение и знак — одно превышающее всю тварь веде­ние Иисуса Христа, Сына Божия; он все в Нем находит: и путь, и свет, и бессмертие, временную и вечную жизнь, и Царство Божие. Истин­ного христианина можно познать по жизни и нравственности: он точно так живет, как на­писано в Евангелии и Апостоле об истинной жизни. Из христиан есть и такие, которые жи­вут подобно Ангелам: таковы правила мона­хов, пребывающих в совершенных подвигах, соблюдающих чистоту и непорочность не толь­ко в делах и словах, но и в самых тонких по­мышлениях. Сии люди ходят по земле, а живут душою на небе и непрестанно славословят имя Божие. Они благоговейны, тихи, скромны и долготерпеливы до конца...

Если вы видите, что очень много ос­корбляет N. N. ваша со мною переписка, умолкнем, да спасется душа его от духа нена­висти! Ведь я человек странный и ничтожный: мне пристойно уничижаться, да воскреснет Господь.

Будем же преодолевать себя и все то, что противно Господу. Заповеди Его будут не­престанным нашим поучением и делом: нужно нам быть единонравным, и единодушным, и единомысленным во Христе Иисусе, Господе нашем! В Нем — наше утверждение и кре­пость.

Не ищите себе уважения от N. N., но всеми средствами оказывайте ваши благоде­яния душе его: Господь Сам уважит смирение и терпение ваше и покроет вас благодатью Сво­ею. Соблюдите мысль вашу, чтобы никак ни пред кем не похвалиться собою: да будет во всем всегда содействие Божие немощи вашей, и мы никогда не посрамимся в надежде на Господа, хотя бы и весь мир посрамлял нас. Матерь Божия покров вам. 6 марта 1824 года

Начинаю заниматься бдительным стоя­нием в чтении Псалтири с молитвами и покло­нами: и труд, и приятности изъяснить не мож­но. Милостью Божьею, чего себе, того и вам желаю.


Сейчас читают про: