double arrow

К А.Ф.А. Здесь-то и надобно потерпеть нам ради Господа всякую скуку, и грусть, и многие скорби — для соблюдения целомудрия и благочестия; и во всякое время противиться

Здесь-то и надобно потерпеть нам ради Господа всякую скуку, и грусть, и многие скорби — для соблюдения целомудрия и благочестия; и во всякое время противиться неподобающим помыслам, немедленно гнать их молитвою и страхом Божиим и не попущать им ни одной минуты медлить на сердце. Когда мечтаются в памяти такие неподобающие помыслы, тогда старайтесь помышлять о внезапной смерти и говорите: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: воздрема душа моя от уныния (Пс 6,3; 118,28). Буди милость Божия с вами! Да поможет вам Господь побеждать самих себя и каждый день полагать час смертный, когда имеет душа от тела разлучиться. Так-то нужно нам всегда приготовлять себя к исходу, к преселению в вечность. Поистине едино только на потребу — вечное спасение. Спасайтесь о Господе, покуда время есть!

Апреля 23-го, 1833 года

3. 243.К В.В.Г.

В отражение мысленных страхо­ваний, еще не воображаемых, а только что сближающихся к душе, внутренним словом просто говорю я к ним: от тайного коварства и хитрости вашей, злокозненные духи, к пора­жению вашему я имею Крест Христов и Самого Господа Иисуса Христа, Спасителя моего. Он не благоволил вам, помрачившимся, являться в гнусном виде вашем на устрашение меня; ис­чезни, вражия сила, гонимая силою Креста Господня!

Так размышляю я с душой моей: «Явна мне ныне злоба злых духов и заступление Гос­подне. Когда мы утопали в прелести мира сего и погружались глубоко в море страстей, тогда не стращали нас злые духи, но услаждали уте­шениями и восхищали под самые облака, бли­стая нам увеселительными явлениями, чтобы ослепить нас и лишить вечно истинного света. О душа моя! при первом обращении нашем ко Господу как явно стали они с противной стороны нападать на нас! Но мы ныне в обра­щении нашем к Всесильному Богу, верою уве­рены и надеждою крепкою укрепляемые, не боимся их. Тогда нужно было бояться, когда, по их внушениям, преступали заповеди Господни, живши в свое удовольствие; но теперь един страх нам буди — страх Божий! Прочее всяко страхование прочь! Прочь отой­ди, возмутитель души моей! Господь не пове­лел тебе возмущать мое благое внимание; исчезни, дух лукавый,— воображаю Живо­творящий Крест Христов и знаменуюсь им».

Слава Богу! Исчезли, подобно дыму, и к тому не бысть и тени их.

Не задумывайтесь; всегда всей душой и сердцем веруйте и уповайте, что Господь — Просвещение, и Спаситель, и Защититель, и Хранитель. Святой Ангел Божий неотступно охраняет вас, призывающую Его на помощь.

Празднословия, с кем бы то ни было, не любите и не медлите в непотребных разговорах, от которых имеет себе случай набегать смущение,— и страшливых помыслов не будет, когда сами пребудете в хранении себя от всякого порока. Буди вам одно Царствие Божие,— в предмете, и в душе, и в сердце обре­таемое о имени Христове.

Февраля 2-го, 1827 года

3. 245.К В.В.Г.

Теперь наше устроение зависит от Промысла Божия, которым посрамляется человеческое умышление. Теперь оставляем наружности для любящих видеть все по свое­му вкусу. Предадимся без возвращения слову Божию и, чему оно научает нас внутренно, то­му единому всеми силами последуем усердно; усердно обратимся к наблюдению самих себя и станем рассматривать, какие в нас мысли: смущенные или тихие, в вере ли утвержденные или разными мнениями и разными надеждами колеблющиеся? Пусть в нас ум наш благого­вейно скажет чистою, простою мыслью: ве­рую, надеюсь, ищу в сердце моем словом Тво­им, Иисусе Христе, Царствия Божия: помози, Господи, да обрящу и пребуду в нем без конца. Ты еси, Господи, начало безначальное и конец бесконечный: не оставь меня в кратковремен­ной жизни сей, побуждай меня, чрез кого хо­щеши, да ищу Царствия Твоего внутрь меня, пока найду. Да царствует во мне слово Твое, спасающее мя во веки!

Вы мне сказали очень приятно в строках ваших: «Все от себя светское удалить и обнищать ради Христа, чтобы ничто наружное не развлекало: я хотя и небогата, но много есть излишних вещей».

Любезно свидетельствую вам слово Са­мого Иисуса Христа: аще кто не отвержет все­го имения своего, не может быти Мой ученик (см.: Лк 14, 33). Как сказано, так и самым делом есть. Но сколько на это дающих толкования по своим разумениям и разнообразным умышлениям! Святой апостол Павел, примиряя всех мятежников, приятно вразумляет их, говоря: имущий, яко не имущий. Смысл сего наставле­ния можно объяснить, представив себе такой случай: ежели бы кто имел дом и богатство и случилось бы всего этого ему лишиться вдруг, то и подумать нельзя ему, чтобы он лишился чего, ибо имел как не имел.

Довольно поговорил я с вами об истине, существующей в нас, и еще продолжаю говорить с вами. Нужно знать, что такое плотское мудрование и что дух. Некоторые основание своей надежды полагают на видимых вещах и запасаются имением в продовольствование се­бе на многие года; но когда внезапно, или как по нечаянности, лишатся видимой своей надежды, тогда унывают, грустят, тужат, ропщут на недо­статок, жалуются на лишение временных удовольствий: все таковые мудрствуют по плоти, а не по духу и страдают и болезнуют о суетных.

Воззрите на птицы небесныя: яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы свои,— и Господь питает их (см.: Мф 6, 26). Кто так собою, по слову Господню, располагает и несомненно верует Промыслу Божию, тот живет и мудрствует по духу. Оскорбляемый не оскорбляется, обидимый не тужит, гонимый и презираемый радуется и веселится за имя Христово! Таков есть дух правый, право позна­вающий будущее воздаяние комуждо по делом его (Пс 61,13)! Таковой все временное презирает и непрестанно устремляется к вечности...

8 февраля 1827 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: