Слезою писанные строки ваши, княжна Татьяна Андреевна, меня вновь привели к соучаствованию многостраждущей душе вашей: на сие существует общий долг христианской взаимности, чтобы один другому сострадал в скорбных приключениях; сим способом исполняется закон Христов, как изъясняется святой Павел о ношении тяжестей друг друга (см.: Гал.6, 2). Несть пол ни мужской, ни женский, когда зиждется Царствие Христово: ибо оно духовно. Кто не родится свыше, не может внити в Царство Божие (Ин 3, 3); плоть и кровь туда не внидет. Апостол Христов по сему предмету учил народ, провозглашая следующие слова: духом ходите, и похоти плотския не совершайте (Гал 5,16). Еще он говорил к веровавшим во Иисуса Христа: вы были некогда тма, ныне же свет о Господе (см.: Еф 5, 8).
С верою и любовью, как в определенные времена года, так и в конце здешней жизни, причащающиеся Тела и Крови Христовой милостью всещедрого Бога удостаиваются Царствия Небесного; даже и те не лишаются милости, которые в последнейшую четверть часа каются чистосердечно и удостаиваются причастия; но это бывает по особенному смотрению Божию и по особенному расположению человеческого сердца.
|
|
«Незлобивого не отринет Господь»,— пишет святой Максим. Очень нужно ко всем хранить незлобие и соблюдать во всем правоту. Одна какая-либо парительная мысль если замедлит в умном действии, легко может уклонить душу от Бога, взирающего на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Его (Ис 66, 2). И потому мы за необходимость поставляем себе, согласно со святителем Иоанном Златоустом, молиться: «Господи, всели в мя корень всех благ: страх Твой в сердце мое»: да не оскорбляю Тебя ни делом, ни словом, ни мыслью! И это надобно часто повторять, покуда воздействует на сердце страх Божий. Кто не соизволяет восстающим против учения Христова своим пожеланиям и отвергает всякое не о Господе бываемое утешение, тот действительно имеет страх Божий.
Я к вам отношусь сердечно и искренно и не могу никак иначе, когда слышу, что в простых сердцах Бог почивает. Много потерял я времени чрез мое любопытство в чтении высоких писателей, исполненных разумичного (образованного) духа мира сего, но не имеющих духа христианства; и так я скитался по пустыням. Сколько раз приходил в беззаконные помыслы! Сколько раз оплакивал недоумение мое! Многократно тернии и волчцы были ковром и пищей мне...
Старица эта*, которая вручила вам теперь письмо мое, когда могли еще меня все видеть, в самую минуту тягчайшего терзания от находящих помыслов души моей, при воззрении моем к Богородице, чудно была восхищаема неоднократно и внезапным своим явлением прогоняла всю бурю помыслов моих или находящих на меня злых духов; в это время ей давалось небесное слово ко утешению меня; она меня, как совершенная мать, укрепляла надеждою на Бога и предусмотрительно уверяла меня, что наступит для меня лучшее устроение и перемена жизни; а когда я говорил, что несносно быть в народе, она утешительно и с умилением сказала: «Господу возможно и здесь уединить тебя: не ослабевай! Матерь Божия тебя сохранит под кровом Своим». Все сии слова печатлелись на сердце моем. Благодарил Господа и не сомневался более; что и сбылось в скором времени: вот теперь один разделяю с вами время на славу Божию...
|
|
Я радуюсь, что вы не ропщете на судьбу Божия провидения и в самые прискорбнейшие минуты: Сердцеведец, смотря на сердце ваше, скоро может переменить печаль на радость. При сем усердствую вам книжкой: заложенные стихословия утешают душу. Покойтесь в Господе! А от уважения меня освободите; мне никакое уважение не приличествует. Июня 25-го, 1824 года
* Георгий Затворник пишет о старице Евфимии Григорьевне Поповой (в монашестве Евгении; 1750-1860). В юности несколько лет она провела в затворе близ своей церкви, затем приняла подвиг юродства. Стяжав дар прозорливости, понесла много скорбей от обличаемых ею. Святитель Антоний Воронежский имел с нею духовные беседы. Старица безбоязненно «говорила ему о его немощах», а владыка смиренно внимал, так как знал, что Евфимия «из числа сынов света», и она также пользовалась его советами. В Задонске старица жила с 1808 по 1860 год, принимая в доме странников и нищих. Часто бывала у старца Илариона Троекуровского (1853), у Георгия Затворника, у блаженной Матроны Наумовны Поповой и других подвижников. Скончалась в возрасте 110 лет. Георгий Затворник считал ее своей духовной матерью и часто упоминал о ней в письмах.