Княжне Татьяне Андреевне Волконской. Слезою писанные строки ваши, княжна Татьяна Андреевна, меня вновь приве­ли к соучаствованию многостраждущей душе вашей: на сие существует общий долг

Слезою писанные строки ваши, княжна Татьяна Андреевна, меня вновь приве­ли к соучаствованию многостраждущей душе вашей: на сие существует общий долг христиан­ской взаимности, чтобы один другому состра­дал в скорбных приключениях; сим способом исполняется закон Христов, как изъясняется святой Павел о ношении тяжестей друг друга (см.: Гал.6, 2). Несть пол ни мужской, ни жен­ский, когда зиждется Царствие Христово: ибо оно духовно. Кто не родится свыше, не может внити в Царство Божие (Ин 3, 3); плоть и кровь туда не внидет. Апостол Христов по сему пред­мету учил народ, провозглашая следующие слова: духом ходите, и похоти плотския не со­вершайте (Гал 5,16). Еще он говорил к веровав­шим во Иисуса Христа: вы были некогда тма, ныне же свет о Господе (см.: Еф 5, 8).

С верою и любовью, как в определенные времена года, так и в конце здешней жизни, причащающиеся Тела и Крови Христовой ми­лостью всещедрого Бога удостаиваются Цар­ствия Небесного; даже и те не лишаются мило­сти, которые в последнейшую четверть часа каются чистосердечно и удостаиваются причастия; но это бывает по особенному смотрению Божию и по особенному расположению человеческого сердца.

«Незлобивого не отринет Господь»,— пишет святой Максим. Очень нужно ко всем хранить незлобие и соблюдать во всем правоту. Одна какая-либо парительная мысль если замедлит в умном действии, легко может уклонить душу от Бога, взирающего на кроткаго и мол­чаливого и трепещущаго словес Его (Ис 66, 2). И потому мы за необходимость поставляем се­бе, согласно со святителем Иоанном Златоус­том, молиться: «Господи, всели в мя корень всех благ: страх Твой в сердце мое»: да не ос­корбляю Тебя ни делом, ни словом, ни мыслью! И это надобно часто повторять, покуда воз­действует на сердце страх Божий. Кто не соиз­воляет восстающим против учения Христова своим пожеланиям и отвергает всякое не о Гос­поде бываемое утешение, тот действительно имеет страх Божий.

Я к вам отношусь сердечно и искренно и не могу никак иначе, когда слышу, что в про­стых сердцах Бог почивает. Много потерял я времени чрез мое любопытство в чтении высо­ких писателей, исполненных разумичного (образованного) ду­ха мира сего, но не имеющих духа христианст­ва; и так я скитался по пустыням. Сколько раз приходил в беззаконные помыслы! Сколько раз оплакивал недоумение мое! Многократно тернии и волчцы были ковром и пищей мне...

Старица эта*, которая вручила вам те­перь письмо мое, когда могли еще меня все ви­деть, в самую минуту тягчайшего терзания от находящих помыслов души моей, при воззре­нии моем к Богородице, чудно была восхищае­ма неоднократно и внезапным своим явлением прогоняла всю бурю помыслов моих или нахо­дящих на меня злых духов; в это время ей дава­лось небесное слово ко утешению меня; она меня, как совершенная мать, укрепляла надеж­дою на Бога и предусмотрительно уверяла ме­ня, что наступит для меня лучшее устроение и перемена жизни; а когда я говорил, что не­сносно быть в народе, она утешительно и с умилением сказала: «Господу возможно и здесь уединить тебя: не ослабевай! Матерь Божия тебя сохранит под кровом Своим». Все сии слова печатлелись на сердце моем. Благо­дарил Господа и не сомневался более; что и сбылось в скором времени: вот теперь один разделяю с вами время на славу Божию...

Я радуюсь, что вы не ропщете на судьбу Божия провидения и в самые прискорбнейшие минуты: Сердцеведец, смотря на сердце ваше, скоро может переменить печаль на радость. При сем усердствую вам книжкой: заложенные стихословия утешают душу. Покойтесь в Гос­поде! А от уважения меня освободите; мне ни­какое уважение не приличествует. Июня 25-го, 1824 года

* Георгий Затворник пишет о старице Евфимии Григорьевне Поповой (в монашестве Евгении; 1750-1860). В юности несколько лет она провела в затворе близ своей церкви, затем приняла подвиг юродства. Стяжав дар прозорливости, понесла много скорбей от обличаемых ею. Святитель Антоний Воронежский имел с нею духовные беседы. Старица безбоязненно «гово­рила ему о его немощах», а владыка смиренно внимал, так как знал, что Евфимия «из числа сынов света», и она также пользовалась его советами. В Задонске старица жила с 1808 по 1860 год, принимая в доме странников и нищих. Часто бывала у старца Илариона Троекуровского (1853), у Георгия Затворника, у блаженной Матроны Наумовны Поповой и других подвиж­ников. Скончалась в возрасте 110 лет. Георгий Затворник считал ее своей духовной матерью и часто упоминал о ней в письмах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: