double arrow

Общая характеристика договоров об оказании услуг с участием органов внутренних дел


Возможность использования гражданско-правовых договоров в осуществлении функций органов внутренних дел по обеспечению сохранности государственной, муниципальной и частной собственности и обеспечения правопорядка определяется объективными экономическими процессами - наличием рыночной экономики.

Правоотношения возникающие па основании договоров с участием органов внутренних дел являются не административными и не уголовно-процессуальными, а гражданско-правовыми.

Гражданско-правовая природа этих отношений проявляется в их предмете и в методе организации связей между контрагентами и регулировании их поведения.

Предмет регулирования этих договоров - стоимостные имущественные отношения, материальный объект которых - услуги, которые имеют стоимость и являются товаром.

Как и в других гражданско-правовых договорах их участники юридически независимы, равноправны.

Подразделения органов внутренних дел участвуют в договорных отношениях не как органы управления, а как субъекты гражданского права - юридические лица. Равенство контрагентов проявляется в двустороннем распределении прав и обязанностей между ними, в равной возможности вступать в договор и определять его условия. Возникающие споры разрешаются в судебном порядке.

Охрана подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел имущества по гражданско-правовым договорам существенно отличается от других способов охраны собственности органами МВД тем, что она носит специфический гражданско-правовой характер.

Во-первых, при договорной охране подразделение МВД, являясь участником гражданского правоотношения, не занимается раскрытием и расследование преступных посягательств на объекты собственности, а само непосредственно физически их охраняет.

Во-вторых, первостепенной задачей, на обеспечение которой направлены договоры об охране объектов, как и другие формы деятельности МВД по охране собственности, является предупреждение и пресечение посягательств на имущество. Но профилактика краж, пожаров и иных правонарушений, обеспечиваемая договорами с подразделениями органов внутренних дел, качественно отличается от иных форм предупредительной работы учреждений МВД. Предупредительная функция осуществляется здесь особыми, свойственными гражданскому праву средствами, - путем установления определенных договорных обязанностей и имущественной ответственности за их неисполнение. Это проявляется и, с одной стороны, в стимулировании организаций и граждан к выполнению требований по бережному содержанию собственности: обеспечение исправного состояния помещений, где хранятся материальные ценности - стен, крыш, потолков, дверей; наличие запоров, а в необходимых случаях установления ставень, металлических решеток; наличие противопожарного инвентаря, проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и др.

Из изложенного ясно видна направленность договоров охраны собственности органами МВД на устранение условий, способствующих совершению краж, пожаров и других правонарушений против имущества.

С другой стороны, предупредительная роль этих договоров заключается в возложении на подразделение органа внутренних дел, как контра гента по договору, специальной обязанности не допустить причинения материального ущерба собственности пожарами, хищениями, повреждениями имущества на охраняемых объектах путем использования технических средств, несения службы, обеспечения пропускного режима, пресечения правонарушений и др. Следовательно, предупреждение краж и других нарушений права собственности является основной договорнойобязанностью органа внутренних дел как стороны по договору.

В третьих, гражданско-правовая специфика данных отношений и в том, что к исполнению договорных обязанностей стороны стимулируются, как правило, посредством использования механизма гражданско-правовых санкций: взыскание неустойки, расторжение договора, возложение имущественной ответственности в случае несоблюдения договорной обязанности, применение принципа смешанной ответственности и т.п.

В-четвертых, причиненный ущерб возмещается, как правило, самим органом внутренних дел, являющимся стороной по договору. И, следовательно, охрана собственности носит здесь восстановительный гражданско – правовой характер.

Каково же место названных договоров в системе договорных обязательств гражданского права?

Они не урегулированы непосредственно гражданским кодексом, но в силу ст.ст. 8 и 421 ГК РФ такие договоры допускаются.

Эти договоры, исходя из их правовой сущности, следует отнести к группе гражданско-правовых договоров, направленных на оказание фактических возмездных услуг (глава 39 ГК).

Договорам возмездного оказания услуг, разновидностью которых являются охранные договоры присущи такие особые признаки: 1) услуга охватывает действия фактического характера, 2) является перманентной (длящейся), 3) не выражается в материально-овеществленном результате. 4) является возмездной.

От договоров поручения, комиссии, агентирования охранные Договоры с участием ОВД отличаются по объекту услуги: в договорах поручения, комиссии, агентирования они носят юридический характер (в договоре агентирования кроме юридических могут быть и фактические действия).

От договора хранения тем, что по охранным договорам с участием ОВД имущество не переходит во владение и в хозяйственную сферу ОВД, а охрана осуществляется по их постоянному местонахождению. Кроме того, существенны отличия от договора хранения по основаниям и объему ответственности.

От договора подряда охранные договоры отличаются объектом: договоры подряда направлены на определенный овеществленный результат работы, и работа может быть связана с физическим воздействием на имущество, тогда как в охранном договоре обеспечивается неприкосновенность имущества, исключается какие-либо воздействия на него, отсутствует овеществленный результат услуги.

Особенностью названных договоров является и то, что хотя ОВД вступают в договорные отношения как юридические лица, реализуя свою гражданскую правосубъектность, одновременно они осуществляют и свою административную правосубъектность, поскольку входят в единую систему органов МВД. Это порождает «вклинивание» в договоры, некоторых административно-правовых элементов. Так вневедомственной охране предоставлено право давать указания по соблюдению установленного режима охраны, внедрению и содержанию технических средств, эти указания обязательны для контрагента.


Сейчас читают про: