В настоящее время большинство магазинов хотя бы раз в год проводят распродажу товаров. Рассмотрим основные моменты бухучёта, связанные с распродажей товаров.
Сначала составляется смета расходов по организации распродажи, в которой необходимо перечислить все составляющие данного мероприятия:
§ материальные расходы, включая стоимость расходуемых товаров;
§ плата за услуги сторонних организаций;
§ расходы на оплату труда работников, занятых в распродаже;
§ отчисления по единому социальному налогу (ЕСН) и взносов по непроизводственной сфере (НС) и производственных запасов (ПЗ).
При проведении распродажи товаров многие магазины используют различные схемы воздействия на покупателей:
1. снижение цены до 50% от первоначальной стоимости товара;
2. продажа по формуле «заплати за два – получишь три».
Рассмотрим действие первой схемы на конкретном примере.
В апреле в парфюмерном магазине «Весна» произведена распродажа косметики. В этот период были реализованы товары на сумму 118000 руб. (в том числе НДС – 18000 руб. До продажи эти товары стоили 177000 руб. (в том числе НДС – 27000 руб.
|
|
Покупная стоимость косметических товаров составляет 96000 руб., а услуги по транспортировке товаров – 3500 руб. Учёт товаров в магазине ведётся по розничным ценам, то есть с учётом торговой наценки.
Таблица 39
Отражение в учёте операций по распродаже товаров
Содержание операций | Сумма, руб. | Проводки | |
Дебет | Кредит | ||
1. Уменьшена величина торговой наценки на сумму предоставленной скидки методом «красное сторно» = 177000 – 118000 = 59000 | 41.2 | ||
2. Проданы покупателям товары со скидкой | 90.1 | ||
3. Начислен НДС на проданный товар | 90.3 | 68/НДС | |
4. Списаны товары с баланса по розничной стоимости на материальные расходы | 41.2 | ||
5. Списаны на продажу все материальные затраты (118000 + 3500) | 90.2 | ||
6. Сторнирована реализованная торговая наценка методом «красного сторно» =118000 – 96000 = 22000 рублей. | 90.2 | ||
7. Определён финансовый результат от продаж (разность между оборотами по дебету и кредиту счёта 90). |
Рассмотрим вторую схему распродаж «заплати за два – получишь три». В этом случае бухгалтеру следует руководствоваться приказом Минфина РФ «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и порядок их применения» и называть выдаваемые в подарок товары «сувенирами» или «образцами продукции» распространяемыми в рекламных целях. В этом случае стоимость «подарочного» товара будет отнесена к рекламным расходам предприятия. Для учёта таких товаров рекомендует к счёту 10 открыть субсчёт «Рекламная продукция». В учёте это отражается следующими записями (таблица 40).
|
|
Таблица 40
Содержание операции | Проводки | |
дебет | кредит | |
1. Сторнирована величина торговой наценки на подарочный товар методом «красного сторно» | 41.2 | |
2. Товар переведён в состав рекламной продукции на основании программы рекламных мероприятий | 41.2 | |
3. Подарочные экземпляры вручены покупателям в качестве рекламной продукции |