double arrow

Особенности проведения инвентаризации в розничной торговле. Выявление результатов


Инвентаризация в розничной торговле проводится в сроки, установленные руководителем РТП, но не реже двух раз в год.

Перед началом инвентаризации магазин закрывают, операции с ТМЦ прекращаются. Все подсобные помещения пломбируют.

Инвентаризация начинается с проверки денежных средств в кассе или на руках у продавцов. Такую проверку оформляют актом снятия остатков кассы в магазине и фиксируют на титульном листе инвентаризационной описи. Кассир на момент инвентаризации составляет кассовый отчёт и передаёт его для проверки и визирования председателю инвентаризационной комиссии. Определяют результат проверки по кассе, который отражают в акте.

Председатель комиссии и счётный работник проверяют и визируют товарные отчёты МОЛ и все приложенные к ним приходные и расходные документы. На каждом документе ставят штамп «До инвентаризации».

Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений. В это время в торговом зале МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, размерам и ценам в порядке, удобном для пересчёта и перемеривания. Члены комиссии в это время перемеривают, перевешивают и пересчитывают все товары. Не распакованные товары распаковывают полностью или выборочно.

Установленное фактическое количество товара отражают в инвентаризационной описи.

Товары, имеющие отходы при их подготовке к продаже записывают в опись с пометкой «очищенные» или «неочищенные». Массу неочищенных товаров указывают в графе «Масса брутто», а очищенных – в графе «Масса нетто».

Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару.

Бой, порчу, лом актируют в обычном порядке. Предварительный результат инвентаризации определяют на месте сразу же после окончания проверки, сопоставляя остатки товаров и тары по товарному отчёту с инвентаризационной описью. При выявлении больших расхождений комиссия обязана взять письменное объяснение с МОЛ.

Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии и оформляются актом результатов инвентаризации товаров, материалов, инвентаря и денежных средств в трехдневный срок.

При выявлении недостачи рассчитывают и списывают по нормам естественную убыль. С актом бухгалтер обязана ознакомить МОЛ.

Результаты инвентаризации отражаются в бухучёте следующим образом (таблица 42).

Таблица 42

Отражение в бухгалтерском учёте результатов инвентаризации

Содержание операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Оприходованы излишки товаров по покупным ценам 41.2 91.1
2. Учтена сумма торговой наценки, относящейся к излишкам товаров 41.2
3. Выявлена недостача товаров по розничным ценам 41.2
4. Списана торговая наценка по недостающим товарам 98.4
5. Списана недостача товаров в пределах норм Е.У. на издержки по покупным ценам 10-00
6. Списана сумма торговой наценки, относящаяся к товарам, списанным в пределах норм Е.У. 3-00 98.4
7. Списана недостача товаров сверх норм Е.У. на виновное лицо (МОЛ) по розничным ценам = 240 – 10 – 3 = 227 руб. 73.2
8. Внесена МОЛ сумма недостачи в кассу или 73.2
­ удержана из зарплаты 73.2
9. Зачислена в доходы отчётного периода сумма полученной торговой наценки по недостающим товарам = 60 – 3 = 57 руб. 98.4 91.1

Сейчас читают про: