Инвентаризация в розничной торговле проводится в сроки, установленные руководителем РТП, но не реже двух раз в год.
Перед началом инвентаризации магазин закрывают, операции с ТМЦ прекращаются. Все подсобные помещения пломбируют.
Инвентаризация начинается с проверки денежных средств в кассе или на руках у продавцов. Такую проверку оформляют актом снятия остатков кассы в магазине и фиксируют на титульном листе инвентаризационной описи. Кассир на момент инвентаризации составляет кассовый отчёт и передаёт его для проверки и визирования председателю инвентаризационной комиссии. Определяют результат проверки по кассе, который отражают в акте.
Председатель комиссии и счётный работник проверяют и визируют товарные отчёты МОЛ и все приложенные к ним приходные и расходные документы. На каждом документе ставят штамп «До инвентаризации».
Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений. В это время в торговом зале МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, размерам и ценам в порядке, удобном для пересчёта и перемеривания. Члены комиссии в это время перемеривают, перевешивают и пересчитывают все товары. Не распакованные товары распаковывают полностью или выборочно.
|
|
Установленное фактическое количество товара отражают в инвентаризационной описи.
Товары, имеющие отходы при их подготовке к продаже записывают в опись с пометкой «очищенные» или «неочищенные». Массу неочищенных товаров указывают в графе «Масса брутто», а очищенных – в графе «Масса нетто».
Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару.
Бой, порчу, лом актируют в обычном порядке. Предварительный результат инвентаризации определяют на месте сразу же после окончания проверки, сопоставляя остатки товаров и тары по товарному отчёту с инвентаризационной описью. При выявлении больших расхождений комиссия обязана взять письменное объяснение с МОЛ.
Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии и оформляются актом результатов инвентаризации товаров, материалов, инвентаря и денежных средств в трехдневный срок.
При выявлении недостачи рассчитывают и списывают по нормам естественную убыль. С актом бухгалтер обязана ознакомить МОЛ.
Результаты инвентаризации отражаются в бухучёте следующим образом (таблица 42).
Таблица 42
Отражение в бухгалтерском учёте результатов инвентаризации
Содержание операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | ||
1. Оприходованы излишки товаров по покупным ценам | 41.2 | 91.1 | |
2. Учтена сумма торговой наценки, относящейся к излишкам товаров | 41.2 | ||
3. Выявлена недостача товаров по розничным ценам | 41.2 | ||
4. Списана торговая наценка по недостающим товарам | 98.4 | ||
5. Списана недостача товаров в пределах норм Е.У. на издержки по покупным ценам | 10-00 | ||
6. Списана сумма торговой наценки, относящаяся к товарам, списанным в пределах норм Е.У. | 3-00 | 98.4 | |
7. Списана недостача товаров сверх норм Е.У. на виновное лицо (МОЛ) по розничным ценам = 240 – 10 – 3 = 227 руб. | 73.2 | ||
8. Внесена МОЛ сумма недостачи в кассу или | 73.2 | ||
удержана из зарплаты | 73.2 | ||
9. Зачислена в доходы отчётного периода сумма полученной торговой наценки по недостающим товарам = 60 – 3 = 57 руб. | 98.4 | 91.1 |
|
|