double arrow

Предисловие. Изучение конституционно-правовых дисциплин в высших юридических учебных заведениях России предусмотрено Государственным образовательным стандартом


Изучение конституционно-правовых дисциплин в высших юридических учебных заведениях России предусмотрено Государственным образовательным стандартом. Это обусловлено тем, что:

– конституционное право как отрасль в правовой системе государства занимает ведущее место в силу содержания регулируемых отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления власти, ее взаимоотношений с гражданином;

– основным источником конституционного права является Конституционно-правовой акт, обладающий верховенством по отношению к власти и другим источникам права;

– кардинальные изменения общественного устройства России привели к переосмыслению многих категорий, теорий, институтов конституционного права – отрасли, закрепляющей основы конституционного строя, к уходу от излишней идеологизации конституционно-правового знания;

– очевидна значимость конституционной культуры для юристов любой специализации.

Пособие состоит из двух частей и ставит своей целью помочь студентам юридического факультета АНО освоить основы конституционного права зарубежных стран в процессе самостоятельной работы с источниками и соответствующими учебными пособиями.

В первой части рассматривается общая теория конституционного права, во второй – конституционное право конкретных государств. Тем самым данное пособие способствует реализации двух основных задач изучения конституционно-правовых дисциплин: 1) усвоению общих понятий и категорий науки конституционного права, и 2) овладению навыками правового анализа норм конституционного права. Приемы сравнительного правоведения, положенные в основу многих заданий, позволяют познакомить студентов с многообразием вариантов конституционно-правового регулирования.

В процессе изучения данной учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

– об основных факторах, влияющих на становление и развитие конституционного права зарубежных стран;

– о конституционно-правовых институтах и методах конституционного регулирования, реализуемых в современной государственно-правовой практике;

– об общем содержании конституций ряда зарубежных стран;

знать:

– конституционные основы общественно-политической организации общества, типы и формы государств, избирательных систем, структуру, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления зарубежных стран;

– содержание правового положения личности, статуса граждан, демократические способы осуществления ими конституционных прав и свобод, а также гарантии их реализации;

уметь:

– логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно владеть юридическими понятиями и категориями;

– самостоятельно пополнять свои знания с учетом постоянно совершенствования современного законодательства.

Изучение данной дисциплины и получение образовательных услуг вообще предполагает большой объем самостоятельной работы студента. В целях интенсификации обучения и в условиях развития новой образовательной структуры – Академии непрерывного образования (АНО) при ТГУ им. Г.Р. Державина предполагается издания нового типа обучающей литературы – т. н. учебно-методических модулей в основных изучаемых курсах. Примером такого рода литературы и является предлагаемая книга. В ней сочетаются: а) изложение фактического материала в виде лекций по наиболее сложным темам, б) комплект контрольных заданий в виде тестов, вопросов и таблиц для проверки усвоенных знаний, в) вопросы для обсуждения наиболее сложных проблем на семинарских занятиях, г) список литературы к изучению каждого модуля.

При подготовке учебно-методического пособия были использованы работы и исследования ведущих отечественных правоведов и историков.

Помимо слушателей АНО, учебно-методическое пособие может быть использовано студентами юридических факультетов высших и средних специальных учебных заведений, а также аспирантами и преподавателями.


Сейчас читают про: