double arrow

Методы конституционного права зарубежных стран

Конституционное право использует три традиционных метода правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: «Все органы и государственные предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие в выполнении ими своих обязанностей» (ст. 85 Конституции Республики Куба 1976 г.); «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.). Метод обязывания, или императивно-властного воздействия, предполагает не равенство сторон, а прямое осуществление власти.

Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие методы: «Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального происхождения запрещена и карается законом» (ст. 41 Конституции Республики Куба); «Всякий императивный мандат является недействительным» (ст. 27 Конституции Французской Республики 1958 г.), «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г.)

Конституционному праву известен и метод дозволения, когда определенные нормы дозволяют совершать какие-то действия. Метод дозволения применяется по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина, но также иногда при определении полномочий государственных органов: «Председатель исполнительного комитета может делегировать какую-либо из функций, которыми он наделен, заместителю председателя» (ст. 120 Конституции Республики Куба); «Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента» (ст. 53 Конституции Японии).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: