Источники конституционного права зарубежных стран

Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются, как правило (кроме рассматриваемых ниже судебных прецедентов, конституционных обычаев и др.), нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

1) Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция – основной закон (исключение составляют некоторые мусульманские государства). В субъектах федеративных государств (штатах, землях, провинциях и др.) часто есть свои конституции. Документы конституционного значения принимаются иногда и в политических автономиях. К другим источникам относятся:

2) законы то есть изданные в установленном порядке акты верховной власти государства, которые содержат правовые нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой. Далеко не все законы являются источником конституционного права, а лишь те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Прежде всего это (по юридической силе) законы конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только в особых условиях, на короткий срок, обычно на 30–60 дней, хотя и с правом парламента продлить этот срок). По источникам происхождения различаются парламентские, референдарные (принятые на референдуме) законы, законы надпарламентских и подпарламентских органов (о них речь пойдет ниже). По территориальной сфере действия законы подразделяются на общенациональные и локальные. Есть и другие классификации: в Австрии различаются конституционные и основные законы, в Бразилии выделяются дополняющие (конституцию) законы и т.д.;

3) внутригосударственные публично-правовые договоры (национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию, Конституционное соглашение между Президентом и Верховной Радой Украины 1995 г. (утратило силу после принятия Конституции 1996 г.); договор Франции с ее бывшей колонией Новой Каледонией 1998 г., согласно которому последней передаются некоторые полномочия государства (договор заключен на 20 лет);

4) регламентыпарламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Принимаются в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты и подписи главы государства (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

5) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительств, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция);

6) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

7) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и Конституционный совет, в частности, по вопросу о правах личности;

8) конституционный обычай сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии, где, как считается, существуют неписаные конституции;

9) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В некоторых мусульманских странах конституцию заменяет Коран – священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

10) правовая доктрина или доктринальные источники, относящиеся к сфере англосаксонского права (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

11) международно-правовые акты, например Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском Союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г; (далее – Международные пакты о правах человека).

На локальном уровне – в субъектах федерации, автономных образованиях – действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании, Конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принципиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, изменение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революционных советов – временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Замбия и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: