Научно-методическое обоснование темы. Несмотря на снижение заболеваемости скарлатиной и дифтерией, эти инфекции еще встречаются среди детского населения

Несмотря на снижение заболеваемости скарлатиной и дифтерией, эти инфекции еще встречаются среди детского населения, реже среди взрослых.

В последние годы эти инфекции заметно "повзрослели". В то же время диагностика их нередко запаздывает, т.к. врачи зачастую не думают о возможности заболевания взрослых детскими инфекциями и не знакомы с некоторыми особенностями клинического течения этих заболеваний.

В связи с этим врачу любой специальности необходимо не только правильно диагностировать эти инфекционные заболевания, но и провести необходимые противоэпидемические и лечебные мероприятия.

Цель деятельности студентов на занятии:

Студент должен знать:

Ø эпидемиологические особенности скарлатины

Ø источники инфекции при этих заболеваниях;

Ø пути инфицирования;

Ø восприимчивость;

Ø заболеваемость и летальность;

Ø патогенез скарлатина;

Ø клиническую картину скарлатины и дифференциальную диагностику;

Ø осложнения скарлатины;

Ø методы лабораторной диагностики;

Ø основные принципы лечения, профилактики;

Студент должен уметь:

Ø собрать эпид. анамнез;

Ø провести объективное обследование;

Ø назначить специальные лабораторные исследования, оценить их результаты;

Ø провести противоэпидемические мероприятия в очаге (изоляция, наблюдение, профилактика заболевания у контактных).

Содержание обучения:

1. Скарлатина (этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение).

2. Осложнения при скарлатине.

3. Профилактика в очаге, работа с контактными.

Перечень наглядных пособий и средств ТСО.

- микротаблицы;

- слайды, слайдоскоп;

- основные формы учетной документации детской поликлиники;

-учебная медицинская документация (истории болезни, лабораторные исследования, рентгенограммы).

Список рекомендуемой литературы.

1. Арсентьев В. Г., Девяткина С. В., Гончар Н. В. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов /под ред. Шабалова Н.П. - СпецЛит, 2010. – 935 с

2. Инфекционные болезни у детей / под ред. И.И.Ивановой. Медицинское информационное агентство, 2009. – 832 с.

3. Пропедевтика детских болезней / Под редакцией Н. А. Геппе, Н. С. Подчерняевой, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 725 с

4. Учайкин В.Ф., Молочный В.П.Неотложные состояния в педиатрии / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с.

5. Детские болезни: Учебник для студентов лечебного факультета / под ред.А.Баранова, ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.

6. Калоева З.Д., Дзилихова К.М., Созаева З.Ю. и др. Практикум по детским болезням к разделу «Инфекционные заболевания у детей»: Учебное пособие для студентов, Владикавказ, 2010.

7. Калоева З.Д., Каряева С.К., Дзилихова К.М., и др. Фоновые заболевания детей раннего возраста Учебное пособие для студентов, Владикавказ, 2010.

8. Калоева З.Д., Дзилихова К.М., Каряева С.К. и др. Схема истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов, Владикавказ, 2010.

9. Калоева З.Д., Дзилихова К.М., Каряева С.К. и др. Методика исследования больного ребенка. Учебно-методическое пособие для студентов. Владикавказ, 2010.

10. Методические указания для внеаудиторной работы студентов 5 курса медико-профилактического факультета по дисциплине «Педиатрия».

Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Общие закономерности эпидемиологии инфекционных болезней.

2. Основные клинико-патогенетические механизмы инфекционных болезней.

3. Клинические формы инфекционных болезней. Осложнения. Иммунитет.

4. Специфическая диагностика инфекционных заболеваний.

5. Принципы терапии инфекционных болезней (специфическая и неспецифическая).

6. Клиника и лечение инфекционного токсикоза.

Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Назовите основные эпидемиологические характеристики скарлатины.

2. Расскажите об основных звеньях патогенеза при скарлатине.

3. Опишите состояние слизистой ротовой полости, характерное для скарлатины.

4. Охарактеризуйте кожные высыпания при скарлатине. Дифференциально-диагностические критерии экзантемы при скарлатине.

5. По каким клиническим признакам диагноз "скарлатина" можно поставить на 2-3 неделе заболевания.

6. Что такое "скарлатинозное" ("филатовское") сердце?

7. Какие осложнения могут быть при скарлатине?

8. Какие методы лабораторной диагностики необходимо назначить больному? Какие результаты ожидаете получить?

9. Какое лечение необходимо назначить больному скарлатиной?

10. Профилактика скарлатины, противоэпидемическая работа в очаге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: