В современной школе используется 3 вида обучения:
1) Объяснительно - иллюстративное обучение. Главные методы такого обучения - объяснение в сочетании с наглядностью. Ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание. Главные требования и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изученного. Преимущества объяснительно - иллюстративного обучения: экономит время; облегчает учащимся понимание сложных знаний; обеспечивает эффективное управление процессом. Недостатки: преподнесение «готовых» знаний, незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
2) Проблемное обучение - один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Цель - развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым активизируются знания и аналитические умения, имеющиеся у обучаемых. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Этапы разрешения проблемы: введение и осознание учебной проблемы; анализ имеющихся знаний по данному вопросу, выяснение их недостаточности, включение в поиск недостающей информации; приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний; проверка полученных результатов. Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
|
|
3) Программированное обучение - система последовательных действия (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель программированного обучения - улучшение управления учебным процессом. Особенности программированного обучения:
· учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
· учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
· каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
· при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
· при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
· каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
|
|
· результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
· педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
· в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса.
Качество компьютерного обучения обусловливается 2 основными факторами: качеством обучающих программ; качеством вычислительной техники.