Частные похороны и поминки. Смерть предвещают сновидения: если снится, что зуб упадет слева, — умрет кто-то из близких родственников

Смерть предвещают сновидения: если снится, что зуб упадет слева, — умрет кто-то из близких родственников, если справа — кто-то из дальних Если снится, что идешь по льду, а он колется — умрешь (или случится большое несчастье). Чуют и предвещают смерть домашние животные: собака, курица. Собака на мэрца (покойника) ўнúз в´ые, на пожар — ўгору. Если собака лежит посреди дороги — в деревне будет мрэц. Если курица спивав на моглицы (в сторону погоста) — кто-то умрет. Чтобы узнать, к счастью или к смерти поет курица, нужно укладывать ее, переворачивая, от порога к покути: если она окажется к покути головой — к счастью, ногами — к смерти.

Перед смертью в доме происходят какие-то изменения, слышатся необычные звуки: как будто что-то железное упало на крышу. У постели умирающего что-то гремит, як залúзо об залúзо (если его переложить на другое место, будет греметь там). Умирающий может видеть рядом мэрлу родину, незримую для остальных присутствующих А прэд смéртю кажэ: «А чи бачиш мою матира? кай тэбé стоúть». — А я нúц ны бáчу.

Когда человек мучицця, приходят родные и знакомые прощаться. Делают это як хто хóчэ. Раньше всегда звали священника к умирающему, теперь хóчэ батюшку, хóчэ музыку. Батюшка слýжить пóгриб. Если умирающего не успевают исповедать, причастить и соборовать, батюшка мóжэ отправити потом, когда будет новый мрэц. Священника зовут и тогда, когда исход болезни неясен. В этом случае его приход служит скорейшему выздоровлению, если больному суждено поправиться, если же нет — легче умрет.

Если человек долго мучицця, для облегчения агонии его перекладывают на солому, на землю или куда он скажет: Ставлять крыж (крест), молочка у головах. Свичкú палятъ над мирцóм. Як страшно страдае, накрыють скатертью, на которой святили пасху.

Когда человек помнéр, умнéр, одыйшóў (раньше говорили: сканаў), при умершем никто не сидит. После кончины его называют мрец, мэрлэц. Обмывают тело после кончины: Нарадюютъ из старúйшых: чоловúка — чоловúк, жунку — бабы. Если не найдут старика, то бабы радять чоловúка, з жóнок старúйшых. За обряжение не платят.

Одежду старики приготавливают задолго до смерти. Одежда обычная, обувь тоже. Все самое нарядное. Раньше була мода одевать покойного во все белое, расшитое. Тэпэр эта мода отходить. Остается только белый хвартух у женщин. Голову замужних покрывают хусткою.

Одежда у незамужних особая: дúвку (молодую) одевают в белое платье и подвенечную фату, дúвци кладуть вэлёна, хвату. Волосы распущены. На левую руку надевают перстень, на правую завязывают полотенце (как на слюбе, т. е. венчании).

Каждому умершему перевязывают руки и ноги красной ленточкой, которую заготавливают еще при жизни. Покойного накрывают тюлем.

Гроб — труну — изготавливают не родные: соседи, плотники, мастера що рóблять труну. Доски должны быть свои (т. е. заготовленные заранее, не купленные). Верхняя часть труны называется крышка, нижняя — гробница. Труну обобьють.

Обрядив, мэрца кладут на лавку, стоящую вдоль покутной стены, головой к покути, к иконам. Умершего ребенка тоже кладут на лаўци. Пока покойный в доме, убирать домашним нельзя, нельзя делать и других работ: покы ны занэсуть на мóглыцы, ниц ны рóблятъ. Соседи же могут работать и даже праздновать.

Одежду, в которой человек умер, на другий дэнь обмыютъ и опять носят. Раньше эту одежду закапывали на дворе или несли на могилу. «Мертвецкое мыло» (которым обмывали) хранят, но отказываются сообщать, для чего: «злые люди употребляют его на зло». На зло можно подлить и «мертвецкую воду». Обычно эту воду от обмывания выливают под печь. Стружки от гроба выбрасывают на двор, не жгут. Кый, мерку, по которой роют могилу, оставляют на могиле, кладут вдоль.

Смерть по деревне не оповещается, узнают о ней один от другого. После кончины до выноса собираются соседи, родные. Если умер парень или девушка — молодежь.

Плачуть (причитают) свои. Нихтó ны наймае плакаты. Сыны ны плачуть. Нимá дочки — плакаты нима кому. Нанимать чужих — позор: значит, мало жалели покойного. Больше всего плачут по матери. По детям теперь причитают больше, чем по старым: Хай бы старый помнер. Раньше, говорят, нельзя было матери по детям плакать. Плачуть, при-казывають, дякують без особого порядка. Плачи перенимают с детства. Начинают причитать сразу после кончины. Женщина, плача, припадает к телу так, что ее трудно оторвать. Мóжэ порватися жунка як плачэ. Плач не прекращается и после погребения: плачут на обратном пути, на обиди потыхэньку плачэ. Плачут на второй день по погребении, когда побужають на могиле.

До погребения ночи при покойном проводят свои, соседи — ночують. Спать нельзя. Ночують, говóрать, читают Псалтырь хто учоний. На окне в это время свички горать.

В гроб кладет кто-нибудь чужой, не родной. Однажды сын сам положил мать в гроб. Она ему приснилась: «Смыяласъ я, як ты вложыў! Чужьú кладуть у трупу». В гроб кладут смену: женщине под голову — сорочку, кофту, юбку. Бабы на подушкухустку, чоловикови — рубаху. Хто пье, тому горылку.

При прощании покойного целуют. Когда выносят труну, чужие выходят. Свои плачут, говорят: «Не уходи! Зачем ты уходишь? Куда тебя уносят?» Сворачивают постель покойного и выносят в сени. Зэрнóм нэ сыплють як умри: ны мóжна сыпаты. Зэрнóм опсыплять молодых на свадьби. Пуд покойника топора пудкладвають, коб ны рас-плываусь (пуд лауку). Лавку обмывают, эту воду выливают под печку. Раньшы постúль покойника закóпвали у куточку, дэ кочерга.

Выносят гроб женатых чужие люди, девушек и парней — парни, детей ныдорóслых (до 10 лет) несут 6 девушек.

Гроб везут, но чаще несут. Кулъкы нэсуть, то гонорнúй. Женатых несут на плечах, холостых на полотне, детей на рушниках. Похороннал процессия движется медленно, без остановок, окольным путем Порядок ее произвольный. Раньше перед труною шел батюшка.

Могилу роют чужие. Родные купляють мúсце: кидают в могилу монеты. Если этого не сделать, покойник будет сниться, пока не закопают денег в песок, бо йогó там гонять. Гроб опускают не на веревках: «на веревках вешаются». Взрослых — на полотне, детей — на рушниках. Каждый присутствующий кидает в могилу горсть земли. Рушники, на которых опускали детей, отдают тем, кто нес; полотно же додóму ны ворочаицця (оставляют на кладбище или отдают кому-нибудь). С кладбища возвращаются другой дорогой, напрамкú. Возвратясь, руки моют только те, кто копал могилу.

На время погребения в доме остаются чужие старухи, запираются и убирают дом. Поминальную еду готовят свои, чужие помогают. Як умрэ, свуй хлиб пэчуть: малэньки огнúтки, коб ны пара:. 7 или 9 штук. Варят буб, ставят еще при покойном миску с бобом на стол с его ложкой.

Обид, поминальное угощение, совершается по возвращении с кладбища. В нем участвуют все провожающие и все, кто хочет. Поминальный обид скоромный. Раньше на обиде пили только по три чарки, теперь много пьют, як бы на свадьбы. На обид кожный (гость) нисэ хто шо можэ. Поминальное блюдо — кануна — приготовляется из бобов с сахаром. Кануною начинается обид. После нее едят просфору, взятую в церкви, потом — кутю з ячмэню (которую варят также каждое воскресенье). Кончается обид кашей, рисовой или просяной. Раньше сидели на обиды тихо, песен не пели. Зараз напьюцця, пысны спивають, як на Украины. Перед обúдом молятся. По тры разы одлывають кануны на стул у начали, пусля усегó — по тры разы. Для покойного ставится «стограммовка и прибор».

Сорок дней после погребения душа ходить. В течение этого времени для нее ставят стакан водки под иконы. Если водка убывает, значит, душа пила. На могилу еду приносят только на второй день, когда побужають. Идут на кладбище побужати могьту: плачут, закусывают. Водку и закуску оставляют на кладбище. На девятый день — обид малэньки для родных. Поминки сорокового дня — опять обид. Кануну отливают на стол так же, как в день погребения. Поминают за одним столом, в одну смену.

В годовые поминки — прыкладúны — окончательно убирают могилу: ставят второй, большой крыж, вешают на него хвартушóк. На могилу кладут пр´ыхором з дуба, бляхою обобьють. Ставят памятник. Оставляют на могиле стакан, ложку.

Срок траура различен: женщины носят его год, мужчины — 40 дней. Называется это — жалобу чинити, смутковать. В траурной одежде не должен присутствовать красный цвет — так, смутнэнька. Черной одежды не носят. Все цвета, кроме красного, разрешены. Близким родственникам на время жалобы запрещено петь песни любого рода, плясать.

Если родные покойного не исполнят его воли относительно какого-либо предмета, полагаемого в гроб, или смертной одэжды, если не кинут денег в могилу, покойный будет сниться и просить об этой вещи. Исправить упущение можно, закопав в могилу монеты, или пэрэдати: вложить вещь, о которой просил покойный, в труну другого умершего на следующих похоронах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: