Платежное требование-поручение – представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов, стоимость поставленной по договору продукции или оказанных услуг.
Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах направляется или покупателю (рис.5.3) или в банк (рис. 5.4). Возможен прием требований – поручений и на инкассо, т. е. в банк поставщика (рис5.5).
Инкассо – это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий на основе расчетных, товарных и денежных документов.
Так как инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. Поэтому эту форму расчетов называют иногда акцептной формой.
3. Списание денег со счета покупателя
(При отсутствии средств на счете,
расчетные документы возвращаются
покупателю без исполнения.)
| |
5. Зачисление денег
на счет поставщика
| |
6. Сообщение о
зачислении
денег
| |
4. Перевод денег в банк
поставщика
| |
Рисунок 5.3 – Платежные требования-поручения (1-й вариант – расчетные документы направляются покупателю)
Рисунок 5.4 - Платежные требования-поручения (2-й вариант – расчетные документы направляются в банк покупателя)
Рисунок 5.5 – Платежные требования поручения (3-й вариант - расчетные документы передаются на инкассо)
Виды акцепта:
· положительный акцепт, т.е. плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование на оплату, заявить в письменной форме либо согласие на оплату, либо отказ;
· отрицательный акцепт – плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта;
· предварительный акцепт- плательщик дает свое согласие на оплату до списания денег с его счета. Оплата производится через три рабочих дня, не включая день поступления платежного требования, т.е. для акцепта отводится три рабочих дня;
· последующий акцепт - предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течении операционного дня банка. В течении последующих трех рабочих дней плательщик вправе отказаться от акцепта.
Мотивы отказов от акцепта:
· товар не заказан;
· счёт безтоварный;
· товар ранее оплачен;
· отсутствует согласованная цена;
· отгрузка по ненадлежащему адресу.