Основы организации безналичных расчетов

Все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Принципы организации безналичных расчетов:

1. Расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

Виды счетов:

· расчетный счет – открывается всем предприятиям независимо от форм собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица;

· текущий счет – открывается организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица;

· ссудный счет – открывается для зачисления ссуды (кредита), полученного от банка и для последующего использования этих средств;

· транзитный счет – используется, если предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью, для зачисления валютной выручки с целью последующей продажи 75 % валюты за рубли а затем зачисления выручки на расчетный счет.

· депозитный счет – используется для хранения денежных средств в виде вкладов в банке.

Для открытия расчетного счета в банк предоставляются следующие документы:

· заявление на открытие расчетного счета по установленной форме;

· документ о государственной регистрации предприятия, заверенный соответствующим органом исполнительной власти;

· копия учредительного договора о создании предприятия, заверенная нотариально;

· копия Устава, заверенная нотариально;

· документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);

· документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

· две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати, нотариально заверенные;

· справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;

· справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде;

· регистрационная карточка статистических органов.

Открытие расчетного счета сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.

2. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

3. Принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

4. Принцип срочности платежей – означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, а также в инструкциях Минфина РФ и Центрального банка России.

5. Принцип обеспеченности платежа – предполагает наличие у плательщика или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: